Разрабатываем смотровую яму в гараж

Преимущества и недостатки смотровых ям

Некоторые автолюбители самостоятельно устраняют в автомобиле даже самые сложные поломки, оборудуя в гараже небольшую СТО. Другие же отдают предпочтение ремонтным бригадам, но и они не могут отрицать многих преимуществ смотровых канав:

  • возможность свободного доступа к днищу, ходовой части, коробке передач, глушителю и другим конструктивным элементам автомобиля для их технического обслуживания и ремонта;
  • ощутимая экономия денежных средств, которые тратятся на ремонт машины в условиях СТО;
  • при наличии требуемых знаний и навыков появляется возможность организовать свой бизнес по ремонту авто;
  • если имеется гараж с подвалом, то смотровая яма может стать не только ремонтной площадкой, но и входом в погреб.

Недостатком смотровых ям является то, что подобные конструкции занимают достаточно много места, однако при изготовлении многосекционного перекрытия (рис

1) данный недостаток можно не принимать во внимание. Также следует знать, что сооружение смотровой ямы не всегда возможно

Так, залегание грунтовых вод на глубине менее 250 мм может привести к тому, что в канаве будет скапливаться вода, увеличивая сырость в гараже.

Видео Как сделать сухой подвал в гараже своими руками

Самостоятельное строительство погреба гаража предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Если у вас имеется строительный опыт, вы легко сделаете подвал своими руками, и он будет служить вам долгие годы.

Older Posts

  • Строительство домов
  • Приусадебный участок
  • Бани, гаражи и др. объекты
  • Ремонт и отделка
  • Инженерные системы
  • Стройматериалы и инструменты
  • Дизайн интерьера
  • Мебель
  • Бытовая техника, электроприборы
  • Правовые моменты

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?

Что предусмотреть в первую очередь

Лучше всего сразу определиться с назначением и внешним видом помещения, в котором будет установлена лестница. А так же заранее подумать о проведении работ по отделке и заносе в помещение всех крупногабаритных предметов, которые могут не пройти после проведенного монтажа.

Далее, исходя из дизайнерских предпочтений, решить, какая лестница подойдет помещению по внешнему виду, удобству, а так же безопасности, сколько пространства для нее можно выделить, какой материал будет уместен с точки зрения дизайна и климатических условий, а так же определиться с ценами на материал.

Но все же главным условием, которое нужно держать в уме, является безопасность. Надежность креплений всей конструкции и комфорт спуска, ведь часто из-за ограниченного пространства уклон лестниц во вспомогательных помещениях делают довольно крутым.

Тем не менее, при грамотном подходе изготовить хорошую безопасную лестницу своими руками довольно просто.

Лестница в подвал своими руками

Прежде чем приступить к строительству, вы должны произвести ряд подготовительных работ. Во-первых, следует определиться с типом конструкции и материалом.

Перед началом работ необходимо:

  • произвести расчеты всех составных элементов лестницы, для этого можете воспользоваться данной статьей или нашими онлайн калькуляторами;
  • подготовить чертеж со всеми размерами;
  • в зависимости от выбранного решения и проведенных расчетов подготовить необходимый инструмент и материалы.

Деревянная

Рассмотрим вариант, как сделать деревянную лестницу в подвал гаража. Это в большинстве случаев будет обычная приставная лестница. Для реализации более серьезной конструкции из дерева воспользуйтесь данной статьей.

Выполнив все расчеты, мы определились с необходимым объемом материалов.

Нам потребуется:

  • две доски размером 40х200 или 50х200 для направляющих, длина зависит от глубины вашего подвала;
  • доски для ступеней 40х250 длиной порядка 60 см, количество — из расчета числа ступеней;
  • брусок 20х40 для крепления ступеней.

Возможны два варианта:

В первом – это крепление ступеней на косоур, в таком случае брусок 20х40 нам будет не нужен. Здесь нам необходимо будет подготовить запилы в направляющих по размеру ступеней.

Во втором – крепление на тетиву, в этом случае на направляющие при помощи саморезов закрепляем бруски.

Бруски закрепить необходимо параллельно полу, с учетом наклона лестницы.

После этого на них закрепляем ступени.

Металлическая

Сделать лестницу в подвал гаража своими руками из металла, возможно, даже проще чем из дерева, при условии, что вы хотя бы немного умеете пользоваться сварочным аппаратом.

Для этого вам потребуется:

  • уголок или профильная труба размером 40х40х3;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка.

Длина уголка зависит от размеров лестницы, материала должно хватить на две направляющие по глубине подвала и на все ступени.

Нарезав при помощи болгарки нужные отрезки для ступеней, привариваем их к направляющим, тщательно проваривая все соединения.

По завершении процесса обработайте всю конструкцию грунтом и особенно сварные соединения для предотвращения образования коррозии.

Бетонная

Монтаж бетонной лестницы лучше осуществлять непосредственно на этапе строительства дома или гаража по причине сложности процесса.

Возможны два варианта реализации, один из них — это установка готового маршевого пролета.

Готовый маршевый пролет устанавливается при помощи крана и только на этапе строительства.

Второй вариант — это заливка монолитной лестницы непосредственно на месте, для этого вам потребуется:

  • подготовить опалубку;
  • выполнить армирование;
  • залить всю лестницу раствором (желательно за один раз);
  • дождаться затвердения и снять опалубку.

Гидроизоляция и утепление

Основными требованиями к гидроизоляционным материалам являются их экономичность и эффективность. Исходя из данных критериев возможно применение следующих вариантов:

  • однослойная полимерная мембрана – ее толщина равна 2 мм, материал долговечен и прочен, но отличается высокой стоимостью. Помимо этого, для установки мембраны понадобится специальное оборудование;
  • материалы на битумной основе (рубероид или битумная смазка) – широкодоступны в плане стоимости, очень просты при монтаже, длительность срока их эксплуатации составит минимум пятнадцать лет;
  • гидроизоляционная смазка – легко наносится и отличается относительно невысокой ценой.

Главная задача утепления – сокращение количества электроэнергии, требуемого для отопления гаража. Утеплитель клеят на стены и пол гаражной ямы перед окончательной отделкой.

Среди многочисленных вариантов рекомендуется отдать предпочтению материалу, соответствующему таким характеристикам как:

  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивость к теплопотерям;
  • влагоустойчивость;
  • доступная цена;
  • соответствие требованиям противопожарной безопасности.

Материал, используемый для утепления пола ямы, должен отличатся большей плотностью, чем материал, используемый при утеплении ее стен.

Избавляемся от плесени и воды в подвале

Одна из главных проблем погреба — плесень. Она появляется из-за некачественных гидроизоляции и вентиляции, ведущих к высокой влажности. Кроме этого, среди причин появления плесени отмечают длительное хранение подгнивших припасов и использование заражённой древесины для изготовления полок.

Плесень и грибок вредно сказываются на здоровье и снижают срок хранения продуктов

Перед проведением основных работ помещение необходимо продезинфицировать. Это делается следующим образом:

  1. Погреб освобождается от посторонних предметов — стеллажей, полок, банок и т. д.
  2. С помощью жёсткой металлической щётки очищаются стены. В первую очередь — места скопления плесени.
  3. Стеллажи просушиваются на улице и обрабатываются обеззараживающими составами.
  4. Если пол в подвале земляной, перед проведением дезинфекционных процедур снимается верхний слой.
  5. Лучшее средство для избавления от плесени — серная шашка. Пары сернистого газа позволяют устранить грибок в любых местах. Все вентиляционные и прочие отверстия перекрываются, после чего поджигается кусочек серы. Затем нужно быстро покинуть помещение, плотно закрыв люк. Через 10–12 часов погреб проветривается, все поверхности подвергаются обработке гашёной известью.

  6. В качестве аналога серной шашки можно использовать следующий раствор: 1 кг гашёной извести и 100 г. купороса разбавляются в двух вёдрах воды. Полученный раствор используется в обработке стен с помощью распылителя.
  7. Раствором дезактина обрабатываются стеллажи и полки, вынесенные на улицу.
  8. Примерно через сутки, после тщательного проветривания помещения и проверки всех поверхностей, погребом можно пользоваться.

При работе с химикатами необходима защитная форма: маска, костюм, перчатки

Профилактика появления плесени

Чтобы плесень не появлялась, прежде всего необходимо обеспечить качественную гидроизоляцию. Как вариант — уложить дополнительный изоляционный слой.

Помимо этого, необходимо ежегодно проводить ряд профилактических мер:

  1. Тщательная уборка и осмотр погреба.
  2. Просушивание помещения. В зависимости от его состояния, процесс сушки может продолжаться от двух дней до нескольких недель.
  3. Мытьё и сушка стеллажей. После этого их нужно обработать противогрибковым составом.
  4. Обработка противогрибковыми и антибактериальными препаратами сухого погреба. После этого он повторно просушивается в течение 2–3 дней.
  5. При наличии земляного пола, он покрывается раствором медного купороса. После этого нужно дать смеси впитаться, а в место хранения овощей подсыпать извести и песка.
  6. По окончании всех необходимых процедур заносятся стеллажи. Погребом можно пользоваться по прямому назначению.

Простая деревянная лестница

Одномаршевая лестница состоит из косоуров, перил, проступей и подступенков. Проступью называют горизонтальную часть ступени, подступенком – вертикальную. Косоуры – это несущие элементы конструкции, имеющие по верхнему краю специальные вырезы для крепления ступеней. Вместо косоуров часто используют тетивы – несущие балки с пазами для ступеней. Подступенки и перила не являются обязательными элементами, но для удобства и безопасности лучше, когда они присутствуют.

Одномаршевая лестница

Высота лестницы равняется расстоянию между этажами плюс толщина перекрытий. Чтобы упростить расчет длины пролета и основания, сначала нужно определить параметры ступеней. Если в доме проживают пожилые люди и дети, оптимальная высота ступени составляет 15 см, для остальных более удобной будет высота 20 см. Делать подступенок еще выше не рекомендуется, так как подъем будет слишком крутым и менее комфортным.

Основные параметры одномаршевой лестницы

Ширина ступени равняется 20-30 см, и здесь многое зависит от того, сколько места можно отвести под лестницу. Чем шире ступени, тем больше места занимает конструкция. Когда подходящие размеры выбраны, можно подсчитать количество ступеней и длину основания. Для этого делят высоту лестницы на высоту подступенка, получившееся значение округляют до целого числа, а затем умножают на глубину проступи. Например, если общая высота равна 3 м, а высота подступенка составляет 20 см, потребуется 15 ступеней:

3000:200=15

При ширине ступени 25 см длина основания составляет 15х250=3750 мм.

Технология изготовления

Когда расчеты произведены, можно приступать к изготовлению элементов лестницы. Для косоуров необходима очень плотная твердая древесина, ведь они должны удерживать не только вес конструкции, но и людей. Из плотного картона вырезают шаблон, на котором вырезы соответствуют размеру ступеней, а уклон равен углу наклона лестницы. На концах косоуров вырезают пазы для крепления к основе и верхним перекрытиям, после чего делают разметку по шаблону.

Комбинированная деревянная лестница на косоурах

Для дальнейшей работы понадобится:

  • электролобзик;
  • шлифмашинка;
  • строительный уровень;
  • анкерные болты;
  • дрель;
  • молоток.

Электролобзиком на косоурах делают выступы по разметке, затем с двух сторон обрабатывают шлифмашинкой. В балках перекрытия вырубают отверстия для крепежей или устанавливают опоры из металла. На полу первого этажа по линии расположения нижней ступени устанавливают опорный брус и закрепляют его анкерными болтами. После этого производят монтаж косоуров, обязательно сверяя угол наклона с помощью уровня. Внизу и вверху косоуры фиксируют анкерными болтами.

Следующий шаг – изготовление ступеней. Для этого берут сухие доски толщиной от 36 мм; их ширина должна равняться ширине ступеней или быть чуть больше. Для подступенков можно использовать доски толщиной от 20 мм. Длина заготовок должна соответствовать ширине лестницы – от 80 см до 1,2 м.

Косоур имеет пилообразную форму

После обрезки каждую заготовку необходимо отшлифовать, чтобы убрать острые срезы и неровности. Процесс установки ступеней очень прост: нижние вырезы косоуров промазывают столярным клеем и прикладывают подступенки, выравнивая по краям. Закрепляют их саморезами и укладывают сверху ступени. Клей нужен для того, чтобы при нагрузке деревянные элементы не скрипели.

Монтаж ступеней

Поочередно уложив все ступени, приступают к монтажу перил. Перила состоят из балясин и поручней; для изготовления балясин используют брус квадратного сечения или фигурные заготовки из дерева. Устанавливают балясины либо на каждой ступени, либо через одну, в зависимости от уклона и длины пролета. В качестве крепежей используются саморезы, которые часто закрывают специальными заглушками для красоты. Если лестница на второй этаж расположена в центре помещения, перила можно установить с обеих сторон.

Вариант оформления деревянной лестницы

Готовую конструкцию еще раз шлифуют и обрабатывают антисептической грунтовкой. После этого нужно покрыть дерево лаком, краской или другим составом, не образующим слишком гладкую поверхность. Если ступени будут шероховатыми, это повысит их безопасность для домочадцев. Покрытие наносится в 2 или 3 слоя, при этом каждый слой должен полностью высохнуть перед нанесением следующего.

Деревянные перила

Материалы, их плюсы и минусы

Из каких материалов можно изготовить лестницу в гараже в подвал или смотровую яму?

Бетон. Демонстрирует отличные результаты по стойкости к различным воздействиям и истиранию. Невысокая цена.

Но при работе необходимо учитывать все требования ГОСТ, иначе есть вероятность деформации или разрушения конструкции.

Бетонная лестница довольно громоздка и более подходит для промышленного назначения.

Дерево. Древесина пород: ясень, дуб, тик, венге, орех рекомендована к применению по причине их высокой твердости и влагостойкости. Самыми красивые лестницы, создают уют. При высокой влажности в помещении древесина не рекомендуется, либо требует сильной обработки.

Менее всего для деревянных лестниц подходит сосна и клен из-за их мягкой древесины.

Металл. Отличный вариант, особенно нержавеющая сталь. Алюминий не корродирует, но легко деформируется. Латунь подвержена окислению. Металл – самый лучший вариант для основных конструкций лестницы, ступени при этом можно делать из разных материалов (бетон, дерево). Металлические лестницы легко монтируются, долговечны, имеют невысокую цену.

Чаще всего в гараже используют металлическую одномаршевую лестницу в связи с высоким уклоном для экономии пространства на нижнем уровне.

Строительство смотровой ямы своими руками

Весь процесс строительства ямы для ремонта автомобиля условно можно разделить на несколько этапов:

  • разметка участка, рытье канавы;
  • монтаж гидроизоляции, заливка пола;
  • заливка стен, финишная отделка.

Для успешного выполнения предстоящих работ необходимо приготовить следующие инструменты и материалы:

  • болгарку, электродрель, строительный уровень, рулетку;
  • лом, лопату, тачку для вывоза земли, трамбовку, монтажный нож;
  • цемент, песок, щебень, глину, гидроизоляционный материал, арматуру;
  • армирующую сетку, металлические уголки, деревянные доски или ОСП для опалубки.

Разметка участка и рытье канавы

Перед тем как выполнить разметку, следует выбрать материал для возведения стен. Если стены будут заливаться цементным раствором, то к ширине ямы нужно прибавить 20-25 см с каждой стороны (толщина бетона). Для кирпичной кладки достаточно увеличить ширину канавы на 25-30 см (рис. 2).

Рыть котлован можно вручную или с помощью землеройной техники. Здесь все зависит от ваших финансовых возможностей и свободного времени. Если гараж возведен на неустойчивой почве, то стенки ямы следует временно подпереть досками, что предотвратит осыпание земли.

Гидроизоляционные работы и заливка пола

После того как котлован вырыт, а пол и стены проверены с помощью уровня на горизонтальную и вертикальную ровность, можно переходить к устройству гидроизоляции. Сначала пол засыпается слоем гравия и песка толщиной около 10 см каждый и тщательно уплотняется ручной трамбовкой. Это позволяет создать дренажную систему, через которую из ямы будет отводиться влага.

Затем стены и пол канавы смазываются глиной, на которую укладывается слой гидроизоляционного материала. В качестве гидроизоляции можно использовать плотную полиэтиленовую пленку, полимерную мембрану или битум. Далее поверх рулонного материала укладывается армирующая металлическая сетка и осуществляется заливка пола цементно-песчаным раствором толщиной не менее 60 мм (рис. 3). После схватывания смеси можно переходить к стенам.

Заливка стен и финишная отделка

Заливка стен начинается с их армирования металлической сеткой и монтажа опалубки из досок или ОСП. Опалубку возводят ярусами по 25-50 см (рис. 4). Каждый ярус заливается бетоном. На самом верху залитого раствора вдоль длинных стен укладывают металлические уголки, которые будут возвышаться над ямой на 10-20 см. Данные элементы являются своеобразными ограничителями, не позволяющими колесам автомобиля случайно попасть в яму.

После схватывания бетона опалубка демонтируется. Чтобы смотровая яма выглядела привлекательно, стены и пол можно облицевать керамической плиткой или другим отделочным материалом.

Для удобства работы в канаве потребуется сделать освещение. Для этого в яму подводится электропитание, а на стены крепятся осветительные приборы. Смотровые ямы относятся к объектам с особыми условиями эксплуатации, в которых допустимое питающее напряжение составляет 36 В.

Особенности строительства гаража с подвалом

Для ремонта автомобиля в домашних условиях смотровая яма имеет следующие нормы: в длину − 150 см, в ширину − 80 см, а в глубину — по усмотрению владельца гаража, но не меньше 120-150 см. Яма должна быть оборудована приставной металлической лестницей-стремянкой, покрытой масляной краской от коррозии, необходимой для безопасного спуска внутрь. По толщине стенки погребов и смотровой ямы выполняют равными от 120-150 мм, а днища — примерно в 100 мм.

Гараж с подвалом, оборудованный смотровой ямой по периметру ямы должен иметь колесоотбойный брус из металлических уголков для обеспечения сохранности и избегания проникания колес в нее. Металлические полки для бруса в яме должны быть по высоте не меньше 120 мм, фиксируют их в бетонном полу при помощи замоноличивания приваренных к уголкам анкеров из арматуры.

Для ликвидирования излишка влаги из погреба гаража делают стальную вытяжную вентиляцию с дефлектором, рекомендуемый диаметр гибкой трубы — 15 см. Вытяжное отверстие из помещения гаража выполняется аналогично. В зимний период вентиляционные отверстия закрывают плотной тканью, и средняя температура внутри погреба, таким образом, будет держаться в пределах от + 2° до +4º, а в самом гараже — примерно на 5°-10º выше уличной.

Смотровая яма по возможности и в соответствии всех правил техники безопасности может быть оборудована влагозащищенной розеткой, выключателем и светильником − для комфортного осмотра и ремонта днища автомобиля. Для этого смотровая канава изначально при строительстве обустраивается канавками под стальные гофрукава, в которых впоследствии будут спрятаны электропровода. При этом стоит также позаботиться выполнить настил смотровой ямы − из широких досок, сбитых в несколько щитов, не слишком больших и тяжелых.

Абсолютно неоправданным является строительство металлических гаражей − ни с практической точки зрения, ни с экономической, так как в них практически нельзя сформировать оптимально приемлемый температурный режим. Поэтому строить гаражи рекомендуется из кирпича или железобетонные, они сохранят все имеющиеся внутри приборы и материалы в надлежащем виде на долгие годы.

Конструкция и тип лестницы

Тип и конструкция будущей лестницы в большинстве своем зависит от ее функциональности.

Основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

  • частота использования;
  • необходимость перемещения крупногабаритных вещей;
  • бюджет;
  • среда использования и наличие воздействия внешних факторов;
  • дизайн.

Опираясь на вышеуказанные пункты, рассмотрим основные типы лестничных конструкций.

Винтовая

Винтовая лестница в подвал — это один из самых компактных вариантов решения поставленной задачи.

Занимая небольшое пространство, такая конструкция может быть вполне удобной для регулярного использования, но иногда возникают сложности при перемещении габаритных вещей.

Бюджет такой лестницы будет на порядок выше, чем простой маршевой, непосредственно из-за сложности конструкции. Также ее стоимость будет зависеть от дизайна и материала, из которого она будет выполнена.

Маршевая

Вариант использования маршевой лестницы наиболее распространен по причине ее малозатратности, а также из-за простоты исполнения.

Размеры и параметры конструкции в первую очередь  зависят от размера помещения, в котором она будет устанавливаться.

Следующий момент, на который следует обратить внимание, это материал изготовления. Непосредственно от него будет зависеть долговечность конструкции в случае повышенной влажности в подвальном помещении

Лестничные расчёты

Как уже было сказано, самое главное в индивидуальном изготовлении внутренней лестницы – это точный расчёт лестничной конструкции. Но для начала необходимо определиться с тем, какую именно лестницу вы хотите соорудить, и можно ли её применять для данного места в жилом доме. Кроме того, не следует забывать про определение геометрической формы, которую потребуется изготовить.

В том случае, если это ваша первая самостоятельная лестничная конструкция, то не стоит сразу браться за сложные формы. Вполне достаточно изготовить элементарную лестничную конструкцию со ступенями забежного типа, которая крепится к косоуру. Самая подходящая ширина ступени для внутренней лестницы составляет 400 миллиметров, тогда, как высота подъёма ступени не должна превышать 250 миллиметров.

Поэтапное изготовление конструкции

Деревянная лестница

При изготовлении лестницы внутреннего типа не стоит забывать о том, что общая прочность, красота внешнего вида и срок эксплуатации лестничной конструкции зависит не только от качества изготовления, но и от того материала, который выбран для лестницы. Как правило, самым распространённым материалом для изготовления лестницы внутреннего типа считается дуб, сосна или липа. Но существуют привлекательные комбинации, которые соединяют в себе пиломатериал и металл со стеклом.

Как правило, материал для изготовления внутренней лестницы выбирается такой, который будет соответствовать готовому интерьеру жилого дома. К примеру, если на первом этаже дома пол отделан деревянными материалами, то ступени и перила лестничной конструкции делают из пиломатериала, окрашенного в схожий с полом цвет. Такие лестницы можно украшать различными элементами декора, которые можно изготовить самостоятельно или приобрести в строительных магазинах.

Перед началом изготовления лестничной конструкции необходимо позаботиться об изготовлении отдельных элементов конструкции, наличие которых при монтаже лестницы поможет ускорить строительные работы. Для этого необходимо в первую очередь подготовить заготовки ступеней в требуемом количестве, которые необходимо обработать наждачной бумагой или фрезой

Самое важное в лестничной конструкции это несущая конструкция, которая должна изготавливаться с максимальным вниманием

Крепление ступеней осуществляется на косоуры или тетивы. Применение второго способа крепления ступеней считается более распространённым и позволяет сооружать конструкцию с небольшими перилами или без них вовсе. Такой способ крепления предусматривает врезку каждой ступени в специально отведённую часть тетивы.

Использование косоуров предусматривает крепление их к поверхности стены, а сами ступени вставляются в подготовленные пазы и крепятся дополнительными металлическими уголками. Для того, чтобы изготовить качественный и надёжный косоур необходимо приобрести сухой деревянный брус, который имеет размер 10х30 сантиметра. Таких брусков потребуется два.

Косоур прикладывается к поверхности стены, на которой отмечается его точное место крепления. После этого на несущую конструкцию лестницы наносится точное расположение всех лестничных ступеней. Не стоит забывать о том, что полный вес лестничной конструкции довольно большой, что приводит к тому, что крепить лестницу к перегородке неплотного типа нельзя.

Из каких материалов делают

Смотровая яма в гараже (ее стенки) выкладывается кирпичом, тяжелыми строительными блоками, делают из монолитного бетона. Если говорить о кирпиче, то лучше использовать керамический кирпич: он не боится влажности. Стенки делают в полкирпича или в кирпич. Толщина стенка в зависимости от способа кладки получается 12 см или 25 см. Это необходимо учесть при разметке котлована.

Использовать кирпич можно на сухих, плотных грунтах. Уровень подземных вод должен быть низким. Если вода подходит высоко, лучше стенки  ямы делать из армированного бетона.

Кирпичная смотровая яма в гараже

Строительные блоки также необходимо выбирать те, которые не боятся повышенной влажности. Это бетонные блоки. Остальные если использовать, то с обязательной наружной гидроизоляцией, и то это не гарантия того, что они не рассыпятся, особенно если грунтовые вода располагаются близко.

С бетонной смотровой ямой все проще: бетон влаги не боится, от нее он только крепче становится. Для заливки стен используют бетон марки М 250, для пола достаточно М 200. Почему так? Потому что при зимнем пучении основная нагрузка приходится именно на стенки. Чтобы они не «сложились» требуется запас прочности, что достигается армированием и использованием бетона высокой прочности. Кстати, чтобы избежать пучения грунта под гаражом, надо хорошо сделать отмостку, чтобы вода уходила, а не впитывалась в грунт.

Толщина стенки при заливке смотровой ямы бетоном от 15 см. Стеки должны армироваться. Для этого используют готовую сетку с толщиной проволоки 5-6 мм и шагом 150 мм (если подземные воды глубоко) или вяжут каркас из арматуры диаметром 10-12 мм. Шаг установки арматуры — 20 см. Для большей прочности делать можно единый прут на дно и стены, изогнув его соответствующим образом.

Особенности подвальной лестницы

Эстетика подвальной лесенки — комбинированная конструкция

Сегодня в загородных домах обустраивают целый цокольный этаж, где помимо бойлерной может быть оборудовано помещение для хранения припасов и домашних заготовок, прачечная, тренажерный зал, сауна и даже бильярдная. Отделанные красивой плиткой или обшитые деревом стены создают впечатление полноценного обжитого пространства, а лестница в подвал под стать общему дизайну добавляет обстановке некогда мрачного помещения определенный шарм (на верхнем фото).

Дело с лестницей в подвал гаража обстоит несколько иначе: здесь о красоте ступеней и перил приходится думать в последнюю очередь, самое главное – надежность крепления конструкции и обеспечение максимально комфортного спуска, поскольку из-за ограниченности пространства уклон конструкции приходится делать довольно крутым.

Однако оборудование погреба в гараже тоже играет немаловажную роль: его можно использовать для хранения продуктовых запасов, в качестве ямы для ремонта машин, а если есть возможность провести туда свет – даже мини-мастерской.

Если позволяет площадь, даже лестница в подвал дает возможность проявить дизайнерские фантазии: кованые перила, изящные ступени, легкий спуск позволят сделать ее стильной деталью интерьера (на фото справа).

Простой поворотный пролет с промежуточной площадкой

Возведение стен

Для возведения стен смотровой ямы у вас будут два варианта проведения работы: либо бетонирование, либо кирпичная кладка, затем проводятся отделочные работы.

Вначале проведите небольшую подготовку, состоящую в нанесении глины на стенную поверхность, укладывании пленки для гидроизоляции и установке опалубки толщиной в 12 см.

Как указывалось выше, стены ямы возводятся либо из бетона, либо из кирпича.

Для начала уплотните щебень, после чего необходимо провести армирование, используя сетку из проволоки с ячейками размером 15х15 см.

Чтобы приготовить один кубометр бетона вам понадобится:

  • 300 кг цемента;
  • 700 кг песка;
  • 200 л воды;
  • 1200 кг щебня.

При ручном замесе воды необходимо добавлять больше, используя бетономешалку, оставляйте приведенные пропорции без изменений.

Стены возводятся толщиной в 15 см, бетон укладывается послойно. Также потребуется армирование при помощи сетки, аналогичной той, что применялась вами при армировании пола.

Сетку устанавливают полосами, бетон укладывают тем же способом. По истечении трех суток с момента окончания бетонирования опалубку снимают.

Какие нормативные требования необходимо учитывать

При устройстве лестниц необходимо руководствоваться нормами, озвученными в СниП номер 2.08.01/89 «Жилые здания» и 2.08.02/89 «Общественные здания». Эти нормы носят для частного строительства рекомендательный характер, но ценность их неоспорима.

При самостоятельной планировке лестниц так же полезно учитывать следующие СниП: IV – 14 – 84, 21 — 01 — 97, 31 – 02 – 2001 и ГОСТ: 23120 – 78, 25772-83 в части норм их устройства.

Вышеперечисленных требований нужно придерживаться при планировании и сооружении лестниц из разных видов строительных материалов.

Расскажем, что является нормой в вышеуказанных правилах:

  • ширина всей конструкции (марши, площадки) одинакова;
  • рекомендованная ширина маршей (для подвальных помещений): от 90 до 100 см;
  • длина площадки: 140-150 см;
  • ширина лестницы с поворотом: не меньше 100 см;
  • в одном марше, количество ступеней: максимально 18, минимально 3;
  • марш, угол подъема: от 26 до 45 градусов;
  • ступени, высота: от 150 до 200 мм;
  • высота ступеней (в пределах марша): варьируется в пределах 5 мм;
  • ширина ступени (для подвальных помещений): минимум 200 мм;
  • высота перил: не менее 900 мм;
  • расстояние между стойками: не более 150 мм;
  • хорошее освещение подходов, особенно вверху и внизу;
  • число ступеней желательно делать нечетным, чтобы завершать движение с той же ноги, с какой оно начато.

Как сделать

Сооружение такой лестницы осуществляется в несколько этапов:

  • Высыпка грунта под заранее рассчитанным уклоном (чтобы лестница не поплыла, необходимо выдержать насыпь хотя бы несколько месяцев);
  • Расчет глубины и высоты ступеней;
  • Разметка ступеней по стене с помощью маркера;
  • Гидроизоляция грунта полиэтиленом;
  • Армирование и формирование каркаса;
  • Опалубка;
  • Заливка каркаса бетоном;
  • Отделка и облицовка.

Также желательно, чтобы уличная лестница в закрытое подвальное помещение была оборудована козырьком, защищающим от сквозняков и осадков, а дверь – тяжелой и утепленной, обеспечивающей максимальную герметичность. Сооружение такой конструкции может негативно сказаться на теплоизоляции, поэтому вход в подвал с улицы приемлем лишь для помещений, используемых в технических целях.

Спуск в помещение подвала со стороны улицы, оборудованный козырьком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector