Готика стиль. тайные шифры готических соборов
Содержание:
- Итальянская готика
- Страсбургский собор (Франция)
- Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов
- Ульмский собор
- Культура
- Франция
- Кельнский собор, Германия
- Пристанище Святой Девы — Нотр Дам де Шартр
- Готическая культура
- Католический собор в Амьене – величие французской готики
- Элементы готики в современном коттеджном строительстве
- Средневековый небоскреб — Нотр-Дам в Страсбурге
- Сделка с дьяволом: старинная легенда Кёльнского собора
- Церковь Святой Марии
- Стиль высокой готики в архитектуре кафедрального собора
- Основные конструктивные элементы готического стиля
- Либфрауэнкирхе
- Устройство готического собора
- Кёльнский собор (Германия)
- Модные веяния средневековой Европы
Итальянская готика
Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.
Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.
Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.
В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.
Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.
Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.
В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.
-
Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;
-
Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.
Страсбургский собор (Франция)
Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.
Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.
Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.
Страсбургский Нотр-Дам
Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.
Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.
Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.
В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».
Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.
Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.
Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов
Любое готическое сооружение имеет прочную каркасную структуру. Основная задача каркаса – укрепление здания, облегчение тяжёлых перекрытий и стен. После создания каркасной структуры мастера Средневековья смогли возводить высокие соборы необычной формы.
Основные элементы каркаса:
- аркбутаны;
- контрфорсы;
- нервюры.
Каркасы стали распределять равномерно по всему периметру здания, благодаря чему готические храмы получили запоминающийся «скелет» и надёжную опору. Нервюрные своды имеют множество преимуществ: сокращение сроков строительства, повышение освещённости внутри здания и объединение всех залов храма в один.
ФОТО: upload.wikimedia.orgАркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведения
Снаружи готические соборы укреплялись аркбутанами – каменными арками, передающими давление от нефов к опорным столбам.
ФОТО: mif-medyza.ruАкбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбой
Другой архитектурный элемент – контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая устанавливается напротив сводов и своей массой снимает с них часть давления.
ФОТО: static.tildacdn.comМногоуровневые порталы делают вход в здание заметнымФОТО: upload.wikimedia.orgПортал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонны
Ульмский собор
Это лютеранская церковь в городе Ульм. Сооружение считают наиболее высоким в мире: высота шатра колокольни составляет 161,5 м. На уровне 143 м обустроена смотровая площадка, с которой открывается восхитительный вид на город.
Собор в Ульме был заложен в 1377 году. Работы над основной частью церкви были завершены в 1405 году.
Интересные факты:
- На крыше собора имеется скульптура воробья с веточкой в клюве. Городские легенды гласят, что это знак уважения этим птицам за подсказку о том, как провезти массивные бревна через небольшие городские ворота.
- После того как в 1405 году здание было достроено, его освятили, однако простоял собор недолго: своды были очень тяжелыми, поэтому боковые нефы не выдержали нагрузки. В разрушенном состоянии собор стоял до 1543 года.
Культура
Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:
- Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
- На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
- Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
- Развивается научная мысль и университетское образование.
Франция
Готические соборы Франции — примеры самых удачных конструктивных решений. Готическая архитектура постепенно видоизменялась. Для разных периодов развития французской готики используются следующие термины:
- Ранняя и высокая готика: эти термины относятся к периоду с 1150 г. по 1250 г. Например, Шартрский собор включает элементы как ранней, так и высокой готики. Многие из самых великолепных французских соборов — соборы в Амьене, Лане, Шартре, Бурже и Бове — являются образцами высокой готики.
- Лучистый стиль: лучистый (или декоративный) стиль — это стиль 1230-1325 гг., когда всему зданию и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы. Огромные круглые окна (розы), встречающиеся во многих французских соборах, типичны для этого стиля. Сент Шапель в Париже — самое известное сооружение в этом стиле.
- Пламенеющий стиль: этот термин относится к последней фазе французской готики. Для него характерны сложные замысловатые узоры. Церкви Сен-Оуэн и Сен-Маклу в Руане — примеры «пламенеющего стиля».
Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Церковь аббатства перестраивалась в каролингскую и романскую эпоху, но работы, предпринятые при настоятеле Сугерии ок. 1130 г. и продолженные в XIII в. аббатом Климентом, превратили здание в самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, — таким образом создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.
Соборы в Сансе, Лане, Нотр-Дам в Париже, построенные позднее, восходят к церкви аббатства Сен-Дени. Однако собор в Шартре с его великолепными башнями (построенными на несколько столетий позже), который начал строиться в романском стиле, отходит от этой схемы. Войти в собор можно с запада, каждый портал (всего их три) украшен скульптурой. Количество дверей — три — связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности.
На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Вернемся к западному фасаду — над входом расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.
Собор в Реймсе (начат в 1211 г.) — формально более «совершенный» готический собор; собор в Амьене (начат в 1220 г.) с его невероятно высоким нефом выглядит более впечатляюще. Собор в Бове, строительство которого началось примерно в то же время, был еще больше, но в 1573 г. рухнула центральная башня, и стало ясно, что предел в области высотного строительства достигнут. Центральный неф собора так никогда и не был достроен, поэтому до нас дошли только трансепт и хор.
Кельнский собор, Германия
Кельнский собор — Ноппасин
Наконец, мы отправляемся в Германию, страну, где также есть великолепные готические соборы, такие как Ульм или Наумбург. Хотя наиболее известным является Кельн.
Это большой храм, на самом деле На протяжении столетий считалось одним из крупнейших зданий в мире, поскольку он рос из-за очень долгого времени, когда он был инвестирован в его строительство. Сколько? Известно, что это началось в 1248 году и считается, что оно не было завершено полностью до 1880 года.
Столетия работы, которые сегодня ценят до шести миллионов посетителей каждый год, так как это самый посещаемый памятник в стране. Посещение, которое всегда заканчивается на самой высокой части стройных башен фасада. там, На высоте более 150 метров весь город рассматривается на берегах реки Рейн.
Пристанище Святой Девы — Нотр Дам де Шартр
Парящие в небесах стрелы Нотр-Дам-де-Шартр
Еще до христианства на сакральной горе в Шартре был возведен языческий дольмен, а несколько веков спустя – католическая базилика.
С IX века здесь хранилась часть родильного Покрова Девы Марии. По преданию, святая ткань повергла в бегство неистовых норманнов и не сгорела в огне, превратившем старый храм в пепелище.
Уверовав в чудо, священники немедленно взялись за возведение нового кафедрального собора в Шартре.
К 1220 г. осколки западного фасада, подземная часовня и «Королевский портал» были покрыты арочными сводами.
А в 1260 году Нотр -Дам-де-Шартр был торжественно открыт в присутствии Людовика IX.
При строительстве 130-метрового латинского креста было применено «золотое сечение».
Порталы западного фасада, соединяющего Старую Колокольню и Северную башню, расписаны сценами из Заветов. 10 000 изваяний, 146 витражей украшают трехнефный Нотр Дам де Шартр, его центральную часть занимает мозаичный лабиринт «Путь в Иерусалим».
Яркая мозаика окон
Готическая культура
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.
По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.
С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.
В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.
В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.
Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.
В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»
Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.
Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.
Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.
Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.
Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.
Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.
Католический собор в Амьене – величие французской готики
Величественная красота собора в Амьене
Несчастливой была судьба предшественников крупнейшей во Франции Амьенской церкви: они стали жертвами огня и молнии. В 1218 году, обнаружив в руинах храма невредимую реликвию, епископ Эврар де Фуйуа начал строительство очередной обители Бога на Земле – кафедрального собора в Амьене.
Работы под зорким оком Робера из Люзарша и Тома де Кормона были завершены в 1288 году.
Гармонический фасад церкви, состоящий из яруса порталов, галереи и окна —«розы», является классикой французской готики. Три перспективных портала и две башни украшены барельефами «амьенской Библии».
Обилие химер и горгулий разбавляет галерея из 22 французских королей, венчающая трифорий.
Интерьер храма сочетает элементы готического стиля и барокко, внесенные Жаном-Батистом Дюпьи в XVIII веке.
Главными сокровищами являются лабиринт для паломников и крошечный обломок черепа Иоанна Крестителя, помещенный в реликварий трансепта.
Знаменитая амьенская роза
Элементы готики в современном коттеджном строительстве
В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.
Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей
Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.
Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:
- конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
- компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
- окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.
В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.
Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля
1 из 6
Watch this video on YouTube
Средневековый небоскреб — Нотр-Дам в Страсбурге
Храм, устремленный ввысь
Высочайшее здание Средневекового мира строилось на месте старого капища Марса два с половиной века.
Лишь в 1439 году, сменив немало архитекторов и исчерпав весь церковный бюджет, Нотр-Дам в Страсбурге обрел привычный вид.
Западный фасад, построенный по канонам французской готической архитектуры, венчают рельефы из жизни Христа.
Позднеготический северный портал отдает дань святому Лаврентию Римскому.
А старый южный, сохранивший романские элементы, украшают скульптуры христианской церкви, незрячей синагоги и царя Соломона, вершащего праведный суд.
Внутреннее убранство католического собора Страсбурга, утопающего в полумраке, озаряют средневековые витражи.
Внутри полумрак и покой
Тут хранятся бесценные реликвии – купель, спрятанная в нише святого Лаврентия, и астрономические часы, созданные в XVI в. братьями Габрехт.
Примечательны и кафедральные соборы, расположенные в Руане, Байе, Бордо и Нанте.
Сделка с дьяволом: старинная легенда Кёльнского собора
На протяжении многих веков существует легенда о том, что для строительства кафедрального собора Г. Риле заключил сделку с Дьяволом. Архитектор работал над чертежами долгое время, но все они получались скучными и однообразными. В одну из ночей, когда очередной эскиз был отправлен в мусор, Риле посетил сам Сатана, который предложил заключить сделку: бессмертная душа архитектора в обмен на план строительства. Она должна была состояться рано утром, с первым петушиным криком. Однако жене архитектора удалось сорвать сделку: подслушав ночной разговор, она вышла во двор и прокукарекала три раза. Так проект Кёльнского собора и был получен. Узнав об обмане, Дьявол пришел в ярость и наложил проклятие на кафедральный собор – «после того, как последний камень будет заложен в основание храма, мир рухнет и начнется конец света».
Пусть это всего лишь легенда, но строительство собора продолжалось несколько столетий, а некоторые реставрационные работы проводят и в настоящее время.
Церковь Святой Марии
Собор расположен в Любеке. Это третья по величине церковь в Германии.
Строительство церкви было начато в середине 13 века (в 1250 году). В то время пожары были частым явлением. В ходе одного из них сгорела городская церковь и возникла необходимость в возведении нового храма.
Информация о церкви:
- высота сводов – 38,5 м;
- высота башен – 125 м.
Интересные факты о церкви:
- Готическая церковь в Любеке является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
- Собор стал образцом для 70 храмов в готическом стиле, которые были построены в балтийском регионе.
- Возле центрального входа в церковь находится фигурка чертика. Какое отношение он может иметь к святому месту? Существует легенда, согласно которой в 13 веке, после того как сгорела предыдущая церковь, началась стройка новой. На это место пришел черт, который поинтересовался, что будет здесь возведено. Чтобы сохранить здание, ему соврали и ответили, что это будет винный ресторан. Черт обрадовался и сказал, что поможет строительству. И действительно, церковь была построена быстрыми темпами. Рядом с ней в угоду черту построили винный ресторан.
Стиль высокой готики в архитектуре кафедрального собора
Кёльнский собор построен по проекту архитектора Г. Риле, взявшего за образец готический собор Амьенской Богоматери, расположенный во Франции. В наземную конструкцию храма были включены заостренные арочные своды и усиливающие пилястры, что позволило создать эффект устремляющегося ввысь здания. Таким образом кафедральный собор должен был вселять в верующих чувство смирения и покорности.
Само здание щедро украшено резным камнем, скульптурами, многоступенчатыми порталами и проемами, а его ажурные башенки и шпили производят незабываемое впечатление. Поэтому сначала лучше обойти Кёльнский собор снаружи и насладиться его невероятной красотой.
Смотровая площадка
Внутри двух башен собора находятся колокольные площадки, расположенные на стометровой высоте. Они предоставляют туристам, осмелившимся преодолеть подъем по винтовой лестнице, состоящей из 533 ступенек, возможность насладиться красивой панорамой Кёльна и Рейна.
Основные конструктивные элементы готического стиля
Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.
Арочные своды
Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.
Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу
Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.
Нервюры собора Сан-Шапель в Париже
Значение аркбутанов и контрфорсов
Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.
Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов
Мозаика оконных витражей
Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.
Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами
Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.
Порталы
Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.
Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания
Либфрауэнкирхе
Также это здание носит название Церковь Пресвятой девы Марии. Располагается в центральной части Трира.
Работы по строительству церкви были начаты в 1230 году. Завершились они в 1260 году. Либфрауэнкирхе – один из первых готических соборов в Германии.
Изначально главная башня церкви была увенчана шпилем, который в 17 веке снес ураган. Башню покрыли четырехскатной крышей, которая была уничтожена во время Второй Мировой войны и заменена на плоскую. Только в 2003 году была восстановлена четырехскатная крыша.
На территории церкви находится 5 колоколов, наиболее старый из которых был отлит в первой половине 18 века.
Устройство готического собора
В основе готической архитектуры лежит стройная идеологическая программа, которую составляли ученые-богословы. От нее зависела конструкция собора, она же определяла основные тезисы его назначения — кому посвящен, в каком месте строится.
На первый взгляд, множество архитектурных элементов выглядят как хаотично выросшие и причудливо переплетенные стебли растений. Однако, как и в любом христианском храме, здесь нет ничего беспорядочного или случайного.
Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены
В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной частью, ориентированной на восток. Такое расположение связано с тем, что восток символизировал рай и Бога, которому и была посвящена алтарная апсида — небольшой полукруглый выступ здания. Свод над апсидой был символом небесного свода, который олицетворял единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, и единство мира.
Западный же фасад был обращен к земной жизни. Он богато украшался витражами и скульптурными композициями. Постоянными «обитателями» готических соборов были гротескные существа — гаргульи и химеры: их причудливые фигуры играли роль водостоков. Фасад венчали обычно две башни. Все части готического собора были символичны. Стоит в этом разобраться.
Д. П. Панини «Интерьер Санта-Мария-Маджоре в Риме» (1750)
Кёльнский собор (Германия)
В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.
Получив мощи Трёх Волхвов ( у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье
В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.
Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили». Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.
Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.
Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.
Модные веяния средневековой Европы
Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.
Мода готического Средневековья
В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.
Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:
- котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
- блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
- пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
- нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Бургундские костюмы придворных
Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.
Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.