Готический стиль в архитектуре: что надо знать, чтобы оформить интерьер красиво

Мебель для интерьера в готическом стиле

Для этого стиля характерно использование массивной, но изящной деревянной мебели. Огромная кровать с высоким изголовьем, украшенная резьбой по дереву или оригинальными коваными металлическими деталями, с тяжелым балдахином, вне сомнения, украсит любую спальню в готическом стиле.

Мебель для готического интерьера предполагает наличие высоких деревянных столов с красивыми резными ножками, стульев и кресел с деревянными подлокотниками, резных сундуков, украшенных кованой металлической фурнитурой, зеркал в тяжелых металлических рамах.

Сегодня, роль сундуков с успехом могут выполнить высокие деревянные шкафы или буфеты, дверцы которых украшены зеркальными узорами или стеклянными витражами.

Мебель в готическом стиле может иметь кованые металлические ножки изогнутой формы, украшенные различными узорами.

СПОСОБЫ ГОТИЧЕСКОЙ КЛАДКИ

Отеска камня. — Обычай класть начисто отесанные камни, система возведения без отесывания камней после укладки их на место, принятая в романскую эпоху, строго соблюдалась французскими архитекторами и в эпоху готики.

Особенно характерна для готической кладки та тщательность, с какой выравниваются постели: только таким образом можно было обеспечить правильную передачу больших нагрузок, которыми отличались конструкции; повсюду постели, а часто даже и боковые торцы камней, отесываются с такой же аккуратностью, как и лицевые стороны. У готики имеются не только свои приемы, но и собственные инструменты: в ранний романский период инструменты обычно имели гладкое лезвие, а начиная с XII в. инструментом каменщиков является топорик с зазубренным лезвием. Что касается способа отесывания камня при помощи зубила, раскалывающего камень, то этот способ считался опасным и применялся только для гранита.

Слои раствора. — Равномерное распределение давления может быть достигнуто лишь при посредстве толстых слоев раствора. В готических зданиях толщина слоя раствора увеличивается по мере увеличения нагрузки; под башнями у подножия быков нередко встречаются слои раствора, толщина которых превышает 15 мм (полдюйма).

Романские архитекторы слишком часто уменьшали толщину раствора между рядами облицовочной кладки; готические зодчие никогда не допускают этой ошибки. В готических постройках применяются металлические скрепы, не бывшие в употреблении в романскую эпоху; но во избежание разрывов, которые могут быть вызваны ими при усадке кладки, их укрепляют заливкой из мягкого свинца. В соборе Парижской Богоматери встречаются на различных уровнях выравнивающие кладку ряды, все камни которых связаны между собой железными скобами, укрепленными свинцом.
 Подъем камней. — Относительно способов подъема камней мы располагаем только весьма краткими указаниями в виде набросков Виллара де Гоннекур*и нескольких миниатюр или витражей, изображающих процесс сооружения здания; там можно узнать почти современные приспособления — подъемный кран, лебедку, все наши механические приспособления, которые по сути своей идут от античных времен.

Примечание: Виллар де Гоннекур, архитектор и скульптор, — одно из немногих известных нам имен художников готики. Сохранились (в Парижской национальной библиотеке) изданные впервые в 1858 г. Lassiis и Darcel его путевые наброски, где зарисованы архитектурные детали, орнаменты, люди; эта книга набросков связана с поездкой Гоннекура в Венгрию и относится приблизительно к 1244— 1247 гг.

По памятникам мы можем судить лишь о том, как готические архитекторы старались упростить оборудование своих строительных площадок. Благодаря малому весу камней, шедших на постройку, они могли не применять дорогостоящих приспособлений и обходиться легкими лесами.

Из соображений экономии они старались по возможности пользоваться самой постройкой для укрепления на ней лесов: на лицевой стене собора Парижской Богоматери до сих пор заметны гнезда, куда вставлялись пальцы, позволявшие укрепить на стене строительные леса. Эти гнезда, необходимые в момент постройки, могли оказаться пригодными и для позднейших реставрационных работ, — поэтому они остались незаделанными.

Последние статьи

  •   Почему советский «Буран» совершил всего один единственный полет сегодня, 13:45
  •   9 ликвидных автомобилей В, C и D классов, за которые можно получить хорошую выручку сегодня, 12:11
  •   10 причудливых уличных скульптур, задающих настроение прохожим сегодня, 10:36
  •   7 вещей-пенсионеров, которые задержались в интерьере сегодня, 08:58
  •   «Куриный бог»: почему в магическую силу дырявых камней верят повсюду 20.06.2022, 23:18
  •   Грозный карапуз: для чего Красной армии были нужны крошечные танки Т-70 20.06.2022, 22:10
  •   5 летних супов, которые помогут охладиться и насытиться в жаркий сезон 20.06.2022, 20:37
  •   «Президентский мост»: где он находится, что из себя представляет и почему важен для России 20.06.2022, 18:36
  •   Камень из-под колес разбил стекло другого автомобиля: как ответит «виновник» 20.06.2022, 18:04
  •   Простой способ извлечь обломанный болт без высверливания и нарезания резьбы 20.06.2022, 16:28

Все статьи

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.

Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.

И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.

Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.

Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

скульптура

Общая характеристика готической скульптуры

Готическая скульптура была тесно связана с архитектурой для ее использования для украшения экстерьеров соборов. Первыми готическими скульптурами были каменные фигуры святых из храма Святого Семейства, которые использовались для украшения дверей соборов..

В течение 12-го века и в начале 13-го века, скульптуры стали более расслабленными и натуралистичными в их обработке, по сравнению с романской скульптурой.

Хотя скульптура сохранила монументальность романской эпохи, они имеют индивидуализированные лица и фигуры, а также естественные жесты, которые показывают классический баланс, что предполагает осведомленность о древнеримских моделях..

В четырнадцатом веке готическая скульптура стала более изысканной, элегантной и нежной. Он распространился по всей Европе и был известен как «международный готический стиль».

Вейт Стосс

Фейт Стосс был одним из крупнейших и наиболее известных скульпторов и резчиков Германии шестнадцатого века и характерным для поздней готики.

Его стиль подчеркивал пафос и эмоции благодаря виртуозной работе волновых штор. Стосс известен тем, что сделал алтарь в базилике Святой Марии в Кракове, Польша; величественный алтарь, вырезанный из дерева и расписанный между 1477 и 1489 годами.

Скульптура поздней готики, или международной готики, демонстрирует большую умеренность. Его композиционная ясность выходила за рамки монументальности, хотя Стоссу удалось сделать большие скульптуры из окрашенного дерева..

Алтарь базилики Санта-Мария

Базилика Пресвятой Девы Марии в Кракове, Польша, в готическом стиле в основном известна расписной деревянной алтарной частью, сделанной немецким Фейтом Штоссом в конце 15-го века..

Скульптура состояла из триптиха, вырезанного из дерева и известного как один из крупнейших алтарей в мире. Это примерно 13 метров в высоту и 11 метров в ширину, когда панели триптиха полностью открыты.

Скульптурные реалистичные фигуры имеют высоту около 2,7 метра, и каждая из них была вырезана из ствола липы. Когда панели закрыты, показаны двенадцать сцен жизни Иисуса и Марии.

Барокко в живописи кратко. 12 шедевров барокко, которые нужно знать (+12 ФОТО)

Чем знаменита эпоха барокко в искусстве. Яркие представители эпохи 1600-1700 гг. и мировые шедевры живописи в стиле барокко, которые стоит запомнить.

В самом конце эпохи Возрождения в Венеции Тициан с его свободной манерой и чувством цвета положил начало новому направлению в живописи — барокко. Начинание Тициана сразу подхватил Тинторетто, о чем свидетельствуют его грандиозные композиции в церквях. Следующим был Эль Греко, которому также присущи черты барокко (точнее, маньеризма) — яркие цвета и эффекты, связанные с размерами. Но это были лишь предпосылки.

Барокко в его классическом понимании развилось в Риме, а затем по всей Италии, Испании, Германии , Австрии и Нидерландах .

Свое название стиль получил, благодаря движению и эмоциональной наполненности. Художники эпохи барокко развили возникший в период Возрождения натуралистический подход и научились создавать иллюзию реальности. Объемные, убедительные человеческие фигуры, будто выходили на сцену, где непременно разыгрывалась драма. В работах эпохи барокко обязаны быть резкие контрасты между светом и тенью, чтобы усилить драматический эффект. Если будет насыщенная палитра и выразительные жесты, это еще лучше!

Яркими представителями разгара эпохи были римский архитектор Бернини, фламандские художники Рубенс и Ван Дейк, а также испанец Веласкес. Эпоха барокко в живописи растянулась на сотню лет, приблизительно с 1600 по 1700 гг.

В рейтинге представлено 10 шедевров в стиле барокко, которые находятся не только в разных странах, но даже в разных частях света. Чтобы увидеть их воочию придется побывать в Лувре , Метрополитен-музее, Королевской галерее Маурицхёйс, Уффици и т. д. Одна из картин попала в коллекцию Лихтенштейнов, а местонахождение другого из полотен нам так и не удалось установить.

1. «Мужчина в платье с синими рукавами», Тициан

Лондонская национальная галерея (около 1510 г.)

Шедевры барокко: «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», Тициан

Тициан был самым выдающимся венецианским живописцем XVI в. и одним из величайших художников итальянского Возрождения . В Венеции он получил лучшее для того времени художественное образование, его учителем был Джованни Беллини.

Франция

Готические соборы Франции — примеры самых удачных конструктивных решений. Готическая архитектура постепенно видоизменялась. Для разных периодов развития французской готики используются следующие термины:

  • Ранняя и высокая готика: эти термины относятся к периоду с 1150 г. по 1250 г. Например, Шартрский собор включает элементы как ранней, так и высокой готики. Многие из самых великолепных французских соборов — соборы в Амьене, Лане, Шартре, Бурже и Бове — являются образцами высокой готики.
  • Лучистый стиль: лучистый (или декоративный) стиль — это стиль 1230-1325 гг., когда всему зданию и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы. Огромные круглые окна (розы), встречающиеся во многих французских соборах, типичны для этого стиля. Сент Шапель в Париже — самое известное сооружение в этом стиле.
  • Пламенеющий стиль: этот термин относится к последней фазе французской готики. Для него характерны сложные замысловатые узоры. Церкви Сен-Оуэн и Сен-Маклу в Руане — примеры «пламенеющего стиля».

Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Церковь аббатства перестраивалась в каролингскую и романскую эпоху, но работы, предпринятые при настоятеле Сугерии ок. 1130 г. и продолженные в XIII в. аббатом Климентом, превратили здание в самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, — таким образом создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

Соборы в Сансе, Лане, Нотр-Дам в Париже, построенные позднее, восходят к церкви аббатства Сен-Дени. Однако собор в Шартре с его великолепными башнями (построенными на несколько столетий позже), который начал строиться в романском стиле, отходит от этой схемы. Войти в собор можно с запада, каждый портал (всего их три) украшен скульптурой. Количество дверей — три — связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности.

На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Вернемся к западному фасаду — над входом расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

Собор в Реймсе (начат в 1211 г.) — формально более «совершенный» готический собор; собор в Амьене (начат в 1220 г.) с его невероятно высоким нефом выглядит более впечатляюще. Собор в Бове, строительство которого началось примерно в то же время, был еще больше, но в 1573 г. рухнула центральная башня, и стало ясно, что предел в области высотного строительства достигнут. Центральный неф собора так никогда и не был достроен, поэтому до нас дошли только трансепт и хор.

Значение для развития мирового искусства

Готика стала логичным этапом в развитии живописи. Картины легко узнать, благодаря ярким, выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмыслены, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизмом, светскость и религиозность.

Период развитой или «придворной» готики стал вратами Ренессанса. Особенно, влияние помпезной, вычурной, роскошной готики заметно в работах художников Северного Возрождения.
Благодаря полотнам в готическом стиле, искусствоведы и историки могут понять психологию и мировоззрение человека периода Средних веков.

Особенности стиля

Для готики характерна специфическая композиция, широкая цветовая гамма, динамичность изображения. Сюжеты полотен напряженные, а иногда очень пугающие. Вы наверняка помните эти мемы, взятые с холстов Средневековья.

Взято из паблика «Страдающее Средневековье»

Помимо этого у готики есть еще другие особенности:

  • иллюзия материальности изображения;
  • герои сюжета картин выглядят неестественно;
  • на работах нет целостности, каждый элемент нужно рассматривать по отдельности;
  • картины передают реальность через метафоры и иносказания;
  • обращенность к христианству и мистике.

Бернт Нотке. Таллинская пляска смерти. Музей Нигулисте, Таллин

картина

Общая характеристика готической живописи

Готическая живопись отличалась жесткими, простыми и в некоторых случаях естественными формами. Его начали использовать для украшения алтаря (декоративного панно за алтарем), в основном сценами и рисунками из Нового Завета, страстью Христа и Девы Марии..

В качестве фона картин использовался золотой цвет с изысканным декором с дотошными деталями. Позже картины меняли свою тему на менее религиозную и более рыцарскую с историческими событиями.

Кроме того, религиозные и светские темы были представлены в освещенных рукописях с типичными для готики стилями..

Использование стекла имело место в Европе из-за художественных работ, сделанных с этим материалом, в дополнение к этому они использовались в больших расширениях, таких как розовые окна и окна. Для покраски стёкол использовались чёрные краски, яркие цвета и, позже, использование жёлтых увеличилось.

Дуччо

Дуччо Буонунсенья был одним из величайших итальянских художников средневековья и основателем сиенской школы. Искусство Дуччо было основано на итало-византийской традиции, преобразованной в классическую эволюцию, с новой духовностью в готическом стиле.

Самая большая из всех его работ — алтарь собора в Сиене, известный как «Maestà». Стиль Дуччо был похож на стиль византийского искусства с золотым фоном и знакомыми религиозными сценами. Итальянский готический художник сумел покорить среду благодаря своей точности и деликатности.

Maestà

Maestà — это алтарь, состоящий из серии отдельных картин, заказанных городом Сиена итальянскому художнику Дуччо в период с 1308 по 1311 год в итальянском соборе Сиены..

Лицевые панели составляют великую Богородицу с ребенком в окружении святых и ангелов, а также сцену из детства Христа с пророками.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

  • Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

  • Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Соблюдаем правила использования готики

Помещения, которые оформлены в современном готическом стиле, узнаются с первого взгляда. Для оснащения интерьера существует несколько непреложных, выразительных правил и особенностей.

Тем, кто никогда не сталкивался с готическим оформлением помещений, следует знать, что при первом знакомстве в душе и уме будет звучать только одно слово “Величие”. Это непреодолимое ощущение вызывают особые стилистические хитрости, а именно крупные архитектурные элементы. Главным признаком готики являются расширенные окна – они могут быть как закругленной, так и вытянутой формы, а также оформляться витражными стеклами или одним витражным узором на обычном прозрачном стекле. Потолки должны иметь своды. Если это не представляется возможным, то сводчатый вид можно создать искусственно.

Сводчатые потолки и высокие вытянутые окна – атрибуты готического стиля

Если говорить о готике в глобальном плане, то стены помещения не останутся голыми, ведь они должны нести свою собственную художественную и смысловую нагрузку. Список украшений практически безграничный – барельефы, резьба или красивая роспись, особые готические декоративные элементы, имеющие не совсем поэтичное название – “рыбьи кости”. Что это такое? Эти конструктивные элементы выступают из стен и образуют стык прямо под потолком. Конечно, для исполнения такого готического перфекционизма, потребуется очень большая площадь. В квартире придется обойтись другими, более доступными элементами, не уступающими по красоте и величественности.

Декоративный элемент “рыбьи кости” в современном прочтении

Итак, перейдем к созданию своего мистического, бесконечно загадочного и прекрасного стиля.

И начинать следует с полов, которые в готическом стиле могут быть каменными или сделанными из деревянных досок. Тут разгулу фантазии нет предела, ведь выбор декоративной плитки, из которой можно создать причудливую мозаику, просто огромен. А можно пойти дальше и создать дизайн пола, походящего на покрытие древнего храма – истертые временем камни можно состарить искусственно или приобрести покрытие с соответствующим дизайном.

Деревянный пол на кухне в готическом стиле

Следующий пункт оформления – окна. Они просто обязаны сыграть свою роль, и идеально вписываться в общий дизайн. Как это сделать? Если есть возможность, то обязательно расширить и удлинить проемы. Но можно обойтись и витражами, рисунком из цветных стекол или стрельчатым переплетом

Уделите особое внимание и рамам – их и откосы следует покрасить под металл (свинцово-серый цвет или использовать анодированный алюминий). Это позволит максимально приблизиться к изначальному готическому стилю, появившемуся много столетий назад

Современные окна в готическом стиле

Если говорить о двери, то над проемом идеально смотрелось бы окно-роза или его искусная имитация, имеющая реальные витражные вставки. В таком случае готический интерьер смотрелся бы еще реалистичнее.

Окно-роза

Многие заблуждаются, считая выбор цветовой палитры в готике скудным и серым. Оказывается, все совсем наоборот – яркая палитра присутствует в каждой детали средневековой и более поздней готики. Роскошный готический стиль получится при использовании лимонного, лазурного, зеленого, карминно-красного и других цветов.

Готический стиль в интерьере лимонного цвета

Ориентироваться в выборе нужно по выбранному витражу – использовать можно и малиновый, и фиолетовый, и ультрамарин, и медный цвет

Если задумка состоит в том, чтобы воплотить в жизнь мистическую, где-то магическую и слегка мрачноватую нотку, то при выборе цвета нужно обратить внимание на его глубину, густоту и “тяжесть”. Но и здесь выбор будет огромным: оттенки винного, кровавого алого, хвойного и очень насыщенного синего отлично подойдут

Обязательно используйте золотой и черный, так как они помогут завершить образ великолепия и размаха.

Современный интерьер готического стиля в “глубоких” тонах

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.

Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.

Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.

Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.

Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле

Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org

Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru

Черный готический домИсточник i.pinimg.com

Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net

Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com

Готический дом в заснеженном садуИсточник i02.fotocdn.net

Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com

Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com

Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua

Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com

Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com

Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com

Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *