Трехходовой кран для отопления

Принцип работы

Термостатический смесительный клапан обеспечивает смешивание двух потоков разной температуры в один. Он имеет три хода, через один подается горячая вода, через другой – холодная, а через третий, после смешивания, выдается теплая вода. Если жидкость, которая движется по горячему потоку, имеет допустимую температуру, то холодный поток полностью перекрывается.

Если температура превышает пределы, то клапан постепенно открывается, благодаря чему подмешивается холодная вода и нормализируется её температура на выдаче. Чем горячее вода, тем больше открывается запор с холодным потоком. Трехходовой термостатический смесительный клапан необходим, чтобы получить теплоноситель оптимальной температуры.

Трехходовой термостатический смесительный клапан

  • 1 – датчик с термостатической головкой, устанавливает необходимую температуру воды и обеспечивает её на выходе, благодаря регулировке степени нажатия штока.
  • 2 – подпружиненный шток, регулирует работу клапанов.
  • 3 – верхний и нижний тарельчатые клапаны, предназначены для регулировки потоков.
  • 4 – зона смешивания, это камера, в которой происходит смешивание потоков.

Разновидности трехходовых клапанов и их особенности

Существует общепринятая классификация трехходовых клапанов, в соответствии с которой они делятся на разделяющие и смешивающие. Внешне обе разновидности устройств идентичны, но внутри они имеют существенные отличия:

  • Смешивающие устройства имеют внутри одну сферическую задвижку, расположенную по центру камеры. Она перекрывает поток рабочей среды из подающего прохода.
  • У разделяющих клапанов внутри имеется два клапана, подсоединенных к штоку. При регулировании положения штока один из клапанов прижимается к седлу и перекрывает поток рабочей среды в один контур, открывая параллельно ход горячей воде в другой контур.

По способу управления трехходовые клапаны делятся на устройства с ручным и механическим приводом:

  • Ручные клапаны имеют достаточно простую конструкцию, напоминающую обычный шаровой кран. Ручное запорное устройство можно устанавливать там, где нет необходимости строго регулировать температуру рабочей среды, например, при распределении теплоносителя между радиаторами отопления различной мощности.
  • Устройство с электроприводом работает с участием терморегулятора, оснащенного чувствительным датчиком температуры, что обеспечивает ему практически полную автономность. Для его функционирования достаточно установить температурный диапазон, и клапан будет сам дозировать остывшую и горячую воду для поддержания нужного гидрорежима.

Подключение в системе

Какой должна быть схема подключения трехходового шарового или пружинного (с пневмоприводом) клапана, чтобы система отопления была наиболее эффективной и функционировала продолжительное время?

Использование трехходового клапана на смесительном узле для системы “теплый пол”

Непопадание холодного теплоносителя в рукав котла отопления достигается за счет того, что кран с электроприводом; сервопривод, термостатический или пневмопривод подключается с первичным контуром циркуляции.

Устанавливая электро-, сервопривод или пневмопривод, придерживайтесь рекомендаций:

  • циркуляционный насос устанавливается после шарового крана, а не перед ним (таким образом обеспечивается правильная работа обвязки котла);
  • в малый контур врезается балансировочный вентиль для гидравлической настройки всей системы; если система автономная, схему необходимо продолжить вторым контуром циркуляции (можно установить двухходовые шаровые краны).

Функциональным дополнением трехходового шарового клапана является именно его привод (также и с пневмоприводом на пружине).

Готовые узлы с трехходовыми клапанами

Исходя из механизма изготовления, их можно классифицировать следующим образом:

  • приводы, работающие на соленоиде или электромагните; основные рабочие детали – шаровые или штоковые;
  • арматура, имеющая сервопривод на базе электродвигателя (с выходящим напряжением от 12 вольт, также имеющий шаровой или штоковый элемент);
  • устройство в действие приводит гидравлическое давление (пневмопривод).

Используемые автоматические приводы

Для установки системы отопления в квартире или в частном доме, вам подойдет электрическое устройство ( 12 В или 220 В) или клапан с сервоприводом на электродвигателе (также от 12 В), имеющий шаровый или штоковый динамический элемент.

Пневмопривод же используется в схемах с большей нагрузкой, к примеру, в централизованной котельной. Шаровые детали имеют больший срок эксплуатации, по сравнению со штоковыми. Если необходима замена, приобрести шаровый элемент можно в специализированных магазинах.

Электрический привод на клапан с возможностью плавной регулировки

Если по другой причине нет возможности установить кран с электроприводом, устанавливается тот же шаровой сервопривод или пневмопривод.

Краны с пневмоприводом чаще всего используются в коррозионно-активной, абразивной, с высокой вязкостью среде, которая может вызывать коррозию на стенках клапанов с другими типами приводов. Пневмопривод используется в системах с максимальным перепадом давления.

В шаровый привод встроен специальный шар, который переворачивается вокруг своей оси, когда это необходимо для перераспределения потоков. В отличие от шарового элемента, шток двигается в вертикальном направлении.

Разновидности используемых материалов

Трехходовые шаровые краны с приводами электромагнитного типа, сервоприводом или пневмоприводом изготавливаются из стали, латуни или чугуна.

Основа шарового элемента чаще всего латунная. Идеальный вариант для квартиры или дома именно латунный шаровой клапан с сервоприводом на электродвигателе мощностью от 12 В, или электромагнитным приводом.

Схемы вариантов применения трехходовых клапанов в различных системах

Для производственных или централизованных мощностей лучше всего подходит чугунный или стальной пневмопривод – клапаны с пневмоприводом обладают большой мощностью и выносливостью. Шаровый клапан имеет наивысшую пропускную способность.

За счет равномерного вращения шарового элемента, достигается идеальное смешивание потоков (а в итоге необходимая пользователю температура). Шаровые детали всегда равномернее распределяют силы потоков (во избежание перегрузок системы водоснабжения). Также происходит профилактика солевых отложений на стенках клапана и возникновение конденсата.

Укомплектованный трехходовой шаровой клапан уже готов к установке. Если же вы покупаете клапан и шаровый сервопривод отдельно, тщательно ознакомьтесь с продуктом. Качественный шаровый сервопривод имеет паспорт с указанием характеристик и результатами тестирования.

Принцип действия

Трехходовой кран для отопления представляет собой устройство с тремя отверстиями, одно из которых для выхода потока теплоносителя, остальные два — для входа. Регуляцию потока в устройстве выполняет шток или шар. Первый двигается в вертикальном направлении, второй — поворачивается.

Трехходовой кран используют для регуляции тепла, регулируя температуру воды поступающей в отопление. К агрегату подключают горячую и холодную воду. Горячая вода от котла — подача, а холодная вода — это остывшая, которую называют обраткой. Если устройство открыто полностью, то два типа воды смешиваются и в отопительную систему попадает оптимальный по температуре теплоноситель.

Картинка, поясняющая принцип действия

Трехходовой кран на системе отопления можно регулировать самостоятельно, тем самым изменяя температуру теплоносителя в батареях. Возможно использование крана с электродвигателем,  с автоматической регулировкой необходимой температуры помещения. Это позволяет более точно подобрать необходимый температурный режим воды в системе. Такое устройство с автоматическим регулятором часто устанавливают при системе «теплый пол», что значительно упрощает уровень контроля  оптимального нагрева и работы этого отопительного прибора.

По принципу действия различают:

  • смесительное устройство — обладает основными характеристиками трехходового клапана, смешивает воду и подает ее в систему в нужном соотношении;
  • разделительное устройство — такой клапан имеет всего один вход и два отверстия для выхода теплоносителя. Обычно такое устройство используют при наличии бойлера.

Материалами для изготовления могут служить сталь, латунь, чугун. Латунные приборы, как правило, выполняются небольших размеров, чугунные же наоборот — созданы для больших трубопроводов.

Установка клапана

При установке трехходового крана используют приварной, фланцевый или муфтовый вариант монтажа. При присоединении конструкции необходимо четко установить, как будет направляться поток теплоносителя. Пометки о потоке есть на корпусе крана. Устанавливают такой клапан как вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Работа крана может производиться от регулирования рычага на 90 или 180 градусов. Рычаг можно устанавливать в любом требуемом положении.

Особенность работы заключается в том, что его эксплуатация в системе отопления позволяет теплоносителю постоянно циркулировать в батареях, поток воды не перекрывается. Это препятствует замораживанию и выходу из строя системы обогрева дома при низких температурах. Регулировка происходит только на внутренние показатели теплоты системы. Этим такой тип клапана отличается от двухходового.

Трехходовой кран для отопления может быть продаваться по разной цене, это зависит от модели, производителя, материала изготовления.

Производители трехходовых кранов

Основные торговые марки:

  1. Клапан Danfoss — устройства могут быть резьбовое или фланцевое. Преимущественно изготавливают латунные или чугунные.
  2. Трехходовой кран для отопления ESBE — шведское производство, надежные и качественные клапаны, приемлемые цены. Соединения резьбовые или фланцевые. Материал латунь или чугун.
  3. Кран Honeywell — устройства американской компании, можно устанавливать как для разделения, так и смешивания потоков.
  4. Oventrop — клапаны немецкого производства, могут использоваться как универсальное устройство для распределения потоков.

Подробно работа такого оборудования показана на видео. Рекомендуем посмотреть.

КРАН МАШИНИСТА УСЛ. 394 — НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО

Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда. Заметим, что на локомотивах установлен также и другой кран — кран вспомогательного тормоза усл. № 254. Он служит для управления тормозами только локомотива, но не вагонов.

Кран машиниста усл. № 394-000-2 состоит из пяти узлов: верхней (золотниковой), средней (промежуточной) и нижней (уравнительной) частей, стабилизатора (дросселирующего выпускного клапана) и редуктора (питательного клапана).

В верхней части крана имеются золотник 12, крышка 11, стержень 17 и ручка 13 с фиксатором 14, которая надета на квадрат стержня и закреплена винтом 16 и гайкой 15.
Стержень 17 уплотнен в крышке манжетой, опирающейся на шайбу 19. Нижним концом стержень надет на выступ золотника 12, который прижимается к зеркалу пружиной 18.
Для смазывания золотника в крышке 11 имеется отверстие, закрываемое пробкой. Смазка трущейся поверхности стержня 17 производится через просверленное в нем осевое отверстие.

«Лицо» золотника — поверхность золотника, прилегающая к зеркалу. На фото она изрядно поцарапана ( это учебное пособие); реально — должна быть идеально ровная

Зеркало золотника — средняя часть крана

Средняя часть 10 крана служит зеркалом для золотника, а запрессованная в нее втулка — седлом для обратного клапана.Нижняя часть крана машиниста состоит из корпуса 2, уравнительного поршня 7 с резиновой манжетой 8 и латунным кольцом 9 и выпускного клапана 5, который прижимается пружиной 4 к седлу втулки 6. Хвостовик выпускного клапана уплотнен резиновой манжетой 3, вставленной в цоколь 1.
Верхняя, средняя и нижняя части соединяются через резиновые прокладки на четырех шпильках 20 с гайками. Положение фланца крышки верхней части фиксируется на средней части штифтом 21.Редуктор крана имеет корпус 26 верхней части с запрессованной втулкой 25 и корпус 29 нижней части. В верхней части находится питательный клапан 24, прижимаемый к седлу пружиной 23, которая вторым концом упирается в заглушку.
Фильтр 22 предохраняет питательный клапан от загрязнения.
На металлическую диафрагму 27 снизу через упорную шайбу 28 давит пружина 30, опирающаяся вторым концом через упор 32 на винт 31.

Редуктор — частично разобран (вывернут регулировочный стакан)

С трубами от питательной и тормозной магистралей кран машиниста соединяется с помощью накидных гаек.Стабилизатор крана состоит из корпуса 7 с запрессованной в него втулкой 4, крышки 1 и клапана 3, прижимаемого к седлу пружиной 2.

В корпус запрессован также ниппель 5 с калиброванным отверстием 0,45 мм. Между корпусом и втулкой 9 зажата металлическая диафрагма 6. Снизу на диафрагму через шайбу 8 давит пружина 10, сжатие которой регулируется винтом 11.

Кран машиниста усл. № 395 отличается от крана усл. № 394 наличием контроллера. Фиксированные положения ручек в обоих кранах одинаковые.
Контроллер крана машиниста усл. № 395-000 состоит из диска 4, двух микропереключателей 5, кулачка 3, надетого на квадрат стержня 1, ручки крана 2 и четырехжильного кабеля 6.
Усилие от кулачка передается на кнопку переключателя 5 через шарикоподшипник, держатель 8 на оси 7 и плоскую пружину 9.
Внизу справа изображена схема монтажа проводов переключателей 6 контроллера и вилки 5 штепсельного разъема усл. № 354.

Провод 1 немаркированный. Остальные провода окрашены: 2 — красной краской; 3 —зеленой; 4 — черной. Провода подключаются: 1 — к источнику питания (плюсовый); 2— к реле срывного клапана (свободный), которое сейчас в системе электропневматического тормоза не используется; 3 — к реле отпускного вентиля (зажим О блока управления); 4 — к реле тормозного вентиля (зажим Т блока управления).
Применяются следующие модификации крана машиниста усл. № 395, которые отличаются количеством микропереключателей контроллера и схемой их включения:

  • усл. № 395-000 с двумя микропереключателями— на пассажирских локомотивах;
  • усл. № 395-000-3 с одним микропереключателем для грузовых локомотивов с отключением двигателей и включением песочницы в VI положении ручки крана.
  • усл. № 395-000-4 с тремя микропереключателями — на пассажирских локомотивах;
  • усл. № 395-000-5 с двумя микропереключателями — на электропоездах и дизель-поездах;
  • усл. № 394-000-2 имеет положение VA (у кранов машиниста усл. № 395-000, 395-000-4 и 395-000-5 обозначается как положение VЭ), в котором происходит возбуждение тормозных вентилей электровоздухораспределителей с разрядкой уравнительного резервуара через отверстие диаметром 0,75 мм. При пневматическом управлении автоматическими тормозами действие крана машиниста усл. № 395 всех модификаций такое же, как крана усл. № 394-000-2.

Назад >>>Вперед

Подключение клапана

На корпусе трехходового клапана указывается схема движения жидкости с помощью стрелок или букв «А» и «В», где «А» – горячий поток, «В» – холодный поток, «АВ» – смешанный поток. Устанавливать оборудование необходимо согласно этой схеме.
Термостатический клапан на радиатор отопления можно установить термоголовкой вбок, чтобы на неё не влияли внешние факторы, такие как сквозняк из форточки либо восходящие потоки горячего воздуха. Термоголовка реагирует на изменение температуры и, если в помещении жарко, а на термостат дует холодный воздух, то терморегулирующий механизм будет только усиливать отопление.
На сегодняшний день уже существует оборудование с выносным термостатом. Его проще установить там, где не будет постороннего влияния

Таким образом, он более точно сможет определить температуру воздуха в помещении.
Важно смотреть на указатели, которые находятся на корпусе прибора. Существуют термостатические клапаны с левой и правой установкой на радиатор.
Если оборудование устанавливать в перевернутом положении, то жидкость, протекая через него, будет собственным весом давить на тарельчатый клапан, и он будет открываться не по причине остывания воды, а под физическим воздействием.

Схема системы отопления с термостатическим оборудованием (показаны места установки клапанов)

  1. Твердотопливный котел – осуществляет отопление здания.
  2. Автоматический воздухоотводчик – выпускает накопившийся воздух из трубопровода.
  3. Термостатический клапан – регулирует температуру теплоносителя.
  4. Радиатор отопления – выполняет обогрев помещения.
  5. Балансировочный клапан – регулирует давление в трубопроводе.
  6. Расширительный бак – помещает излишнюю жидкость в результате её расширения.
  7. Запорная арматура – перекрывает поток жидкости.
  8. Фильтр – производит очистку воды.
  9. Насос – обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости по трубопроводу.
  10. Манометр – определяет давление в трубопроводе.
  11. Предохранительный клапан – в случае повышения давления в системе производит сброс воды.

Виды трехходовых клапанов

По принципу действия этот вид делится на два подвида:

  1. Смесительные.
  2. Разделительные.

Уже по названию можно понять, как работает каждый тип. У смесительного один выход и два входа. То есть он выполняет функцию смешивания двух потоков, что необходимо для понижения температуры теплоносителя. Кстати, для создания нужной температуры в системах теплых полов это идеальное устройство.

Виды клапанов

Регулировать температуру выходящего потолка достаточно просто. Для этого необходимо знать температуру двух входящих потоков и точно рассчитать пропорции каждого, чтобы на выходе получить требуемый температурный режим. Кстати, этот вид устройства, если его правильно установить и отрегулировать, может работать и по принципу разделения потоков.

Трехходовой кран разделительного действия разбивает основной поток на два. Поэтому у него два выхода и один вход. Этот прибор обычно используется для разделения горячей воды в системах горячего водоснабжения. Нередко специалисты устанавливают его в обвязках воздухонагревателей.

По внешнему виду оба устройства ничем не отличаются между собой. Но если рассмотреть их чертеж в разрезе, то есть одно различие, которое сразу же бросается в глаза. В смесительном приборе установлен шток с одним шаровым клапаном. Он располагается в центре и перекрывает седло главного прохода. В разделительном таких клапанов два на одном штоке, и они устанавливаются в выходных патрубках. Принцип их действия таков — первый закрывает один проход, прижимаясь к седлу, а второй в это время открывается другой проход.

Современный трехходовой кран делится на два типа по способу управления:

  • Ручной.
  • Электрический.

Клапан с приводом

Чаще приходится сталкиваться с ручным вариантом, который похож на обычный шаровой кран, только с тремя патрубками — выходами. Электрические автоматические системы чаще всего используются для распределения тепла в частном домостроении. К примеру, можно настроить температуру по комнатам, распределяя теплоноситель в зависимости от удаленности помещения от нагревательного котла. Или обеспечить совмещение с системой теплого пола. Большие по проходимости приборы устанавливают на теплопроводах между зданиями.

Как и любое устройство, трехходовой кран определяется по диаметру подводящей трубы и давлению теплоносителя. Отсюда и ГОСТ, который позволяет провести сертификацию. Несоблюдение ГОСТа является грубым нарушением, особенно, когда дело касается давления внутри трубопровода.

Блок ЭлектроПневматических Приборов

(рис.5) является исполнительной частью крана машиниста.

Блок — это панель с размещенными на ней пневматическими и электро-пневматическими приборами. Панель представляет собой две плиты, соединенные неподвижно. Внутри на одной из плит имеются каналы для прохода сжатого воздуха. На панели установлены: клапан питательный поз.1, кран переключения режимов поз.2, электропневматические вентили поз.3,4,5,6,9, редуктор поз.7, стабилизатор поз.8, электронный блок поз. 10, устройство блокировки тормозов (УБТ) поз.11, реле давления поз. 12, срывной клапан поз. 13 и датчики давления поз. 14.

Для осуществления внешних электрических связей на панели устанавливаются штепсельные разъемы. Все провода обеспечивающие внутренние связи между штепсельными разъемами, электронным блоком, датчиками давления и электропневматическими вентилями соединены в жгуты и уложены в кабель-каналы.

Электрические сигналы передаются с контроллера в электронный блок и далее на электропневматические вентили. Каждому положению контроллера соответствует определенное состояние электропневматических вентилей. Для осуществления всех положений контроллера и выключателя цепей управления на блоке электро-пневматических приборов имеется девять электропневматических вентилей. Часть из них устанавливается на пневматические приборы, остальные устанавливаются на плите.

Электропневматические вентили:
  • В1 и В2 предназначены для управления устройством блокировки тормозов и устанавливаются на корпусе УБТ,
  • ВЗ предназначен для включения клапана питательного и устанавливается на его корпусе,
  • В4 предназначен для обеспечения питания сжатым воздухом управляющей полости реле давления и уравнительного резервуара, устанавливается на плите,
  • В5 предназначен для разрядки УР в атмосферу темпом служебного торможения, устанавливается на плите,
  • В6 предназначен для сообщения УР и ТМ через обратный клапан и устанавливается на плите,
  • В7 предназначен для включения клапана срывного при экстренном торможении и устанавливается на его крышке,
  • В8 предназначен для разрядки УР замедленным темпом, устанавливается на плите,
  • В9 предназначен для разблокирования ключа ВЦУ при наличии давления в канале МВТ, устанавливается на плите.

Все электропневматические вентили включающего типа. Вентиль В5 во всех положениях, кроме тормозных , находится под напряжением, обеспечивая служебное торможение при обесточивании контроллера.

К блоку электропневматических приборов подводится сжатый воздух от питательной и тормозной магистралей, от крана вспомогательного тормоза , от крана резервного управления, уравнительного резервуара и выключателя цепей управления. Воздух от питательной магистрали поступает к устройству блокировки тормозов УБТ, к питательному клапану КП и к реле давления РД. Воздух из тормозной магистрали и от крана вспомогательного тормоза поступает к устройству блокировки тормозов.

  • 1 -клапан питательный 3, 4, 5, 6, 9 — вентили электропневматические
  • 7 — редуктор
  • 8 — стабили затор
  • 10 — электронный блок
  • 11- устройство
  • 12 — реле давления
  • 13 — срывной клапан
  • 14 — датчики давления

Рисунок 5 — Блок электропневматических приборов

Устройство Блокировки Тормозов

(УБТ) (рисунок 6) предназначено для исключения возможности управления из недействующей кабины. Управляется устройство с пульта кабины машиниста путем поворота ключа ВЦУ, воздействующего на вентили В1 и В2, установленные на корпусе поз.1 УБТ. В корпусе поз.1 устройства блокировки имеются 3 клапана-, осуществляющие связь между тормозной магистралью и реле давления крана машиниста — клапан поз.2, между питательной магистралью и редуктором крана машиниста -клапан поз.З и между краном вспомогательного тормоза локомотива и магистралью вспомогательного тормоза — клапан поз.4. Кран вспомогательного тормоза является отдельным устройством для управления тормозами локомотива и не является составной частью крана машиниста. На клапане поз. 2 устанавливается микровыключатель 5. Клапана поз.2.3,4 прижимаются к седлам пружинами поз.7 и 8. В корпусе имеется также распределительный поршень 6 управляемый сжатым воздухом поступающим от электропневматических вентилей В1 и В2.

  • 1 — корпус 2,3,4 — клапаны
  • 5 — выключатся
  • 6 — поршень распределитель
  • 7 — пружина
  • 8 — пружина
  • 9 — крышка
  • 10 — заглушка

Характеристики изделия

Обычно, в зависимости от производителя, каждая конкретная модельная линия отличается теми или иными особенностями. Но, есть несколько основных параметров, которые нужно учесть перед тем как купить клапан.

Прежде всего, это диаметр и способ соединения. Обычно в названии указывается условный диаметр (Ду) в миллиметрах, тип соединения – фланцевое, резьбовое.

Материал и диаметр также определяет рабочее давление клапана (обычно указывается в «бар») и его дифференциальное значение.

Немаловажным параметром может быть и рабочая температура (для клапанов системы отопления и горячего водоснабжения она может достигать 120-150 градусов).

Если система будет автоматизирована – достаточно большую роль будет играть тип привода, что влияет на регулирующую способность арматуры.

В результате, для проектирования отопления с последующим выбором регулирующего трёхходового арматурного узла будет необходимо значение пропускной способности и показатели перепада давления, как на нём, так и на другом оборудовании системы.

Необходимо, чтобы перепад давления в узле был больше, чем перепад давления на теплообменном оборудовании, с учётом данных о потере по трубопроводу и другой арматуры.

Для того, чтобы правильно выбрать данный тип трубопроводной арматуры, нужно чётко определить параметры системы отопление в целом.

К примеру, когда нужен трехходовой вентиль для твердотопливного котла – нужно знать параметры расхода теплоносителя и рабочую температуру.

Если нужной информации нет в проектной документации, температуру обратной линии твердотопливного агрегата можно найти в документах на котёл.

Трехходовой клапан имеет точною регулировку

Также, важным фактором здесь будет диапазон температур, который можно выставить на приборе, поскольку трехходовой клапан для теплого пола, или для твердотопливного котла, будет требовать разных параметров.

Отметим, что здесь речь идёт о термостатических клапанах, эффективных альтернатив которым на данный момент для систем отопления нет.

Цена на трехходовой клапан для отопления может отличаться в зависимости от изготовителя или сопутствующих свойств клапана. Цифры следующие:

  • Так, трёхходовой клапан Есбе, с коэффициентом пропускной способности 2.5 м³/час и диаметром 15 мм (серия VRG 131) будет стоить от 47 долларов.
  • Купить трехходовой клапан, сходный по параметрам, но от Honeywell — будет стоить около 90 долларов.
  • Наибольшей стоимостью при аналогичных параметрах обладает клапан Danfoss серии (VRG 3) – купить его можно за 108 долларов.

Установка клапана

Схема отопления с трехходовым клапаном на водоснабжение в многоэтажном доме обычно предполагает подачу рабочей жидкости от нагревательного элемента (твердотопливного котла, к примеру) на трёхходовой клапан (вход «А», выход «АБ»), а затем, через насос, на систему отопления.

Дальше охлаждённая жидкость подаётся в котёл, но также и на вход «Б» арматурного узла, таким образом – выполняется смесительная функция для котла.

Существует и более сложные структуры подключения, поскольку обычно отопление включает множество приборов, как нагревательных, так и регулирующих.

Обычно, с учётом индивидуальных особенностей для каждого конкретного случая рассчитывается необходимость регулирующих клапанов для котла и систем сброса давления или безопасности, а также поддержания стабильного давления и температуры.

Технические особенности монтирования узла на систему зависят от варианта его соединения с другими элементами трубопровода, и не имеют специфических особенностей, ничем не отличаясь от монтажа других узлов трубопроводной арматуры.

Чаще всего изделие монтируется посредством резьбового соединения.

Установка трехходового клапана в системе отопления

Термостатический смеситель устанавливают в систему отопления в смесительном узле при одно – или многоконтурном распределении тепла. Таких контуров может быть несколько. Принципиальная схема не изменится. Добавятся лишь новые элементы.

Например, смесительный узел. Наличие дополнительного контура распределения теплоносителя является его главной отличительной особенностью. Зачем он нужен? Для подключения дополнительных теплопотребителей. Например, теплого пола.

При выполнении монтажных работ по установке клапана необходимо помнить, что он устанавливается перед насосом системы. От соблюдения этого требования зависит работоспособность всей системы.

Во время врезания клапана нужно следить, чтобы в него не попали отходы сварки (шлак, капли расплавленного металла). Так же необходимо предусмотреть возможность легкого снятия клапана в процессе его эксплуатации. Такое действие понадобится при периодической проверке его работоспособности.

Выбор

Чтобы правильно выбрать клапан нужно учитывать очень много различных нюансов.

  • В первую очередь:
  • количество контуров в отопительной системе;
  • конструктивная особенность управления клапаном;
  • диаметр входного патрубка;
  • пропускная способность трубопроводов системы отопления;
  • материал, из которого изготовлен клапан.

С количеством контуров системы отопления легко разобраться самостоятельно. С остальными моментами выбора все обстоит намного сложнее. Чтобы узнать, как устроен и работает трехходовой клапан, достаточно вникнуть в этот вопрос.

А для того, чтобы правильно определить даже его размеры, необходимо иметь понятие в термодинамике.

По своей сути 3-ходовой клапан является вентилем с термостатической головкой. При автоматизированном приводе управления он в состоянии распределять потоки горячей воды в нужном направлении и в необходимом количестве.

Вентили с подобной задачей справиться не в состоянии, что говорит о необходимости наличия трехходового клапана в системе отопления. Используя клапан в системе отпадает необходимость придумывать какой-то выносной пульт управления ею. Все делается без участия человека.

Как работает трехходовой клапан в системе отопления

Принцип работы клапана заключается в смешивании потоков воды с разной температурой. Для чего это нужно делать? Если не вдаваться в технические подробности, можно ответить так: для продления срока службы отопительного котла и его более экономичной работы.

Трехходовой клапан смешивает нагретую воду с остывшей после прохождения по отопительным приборам и направляет ее снова в котел для нагрева. На вопрос, какую воду нагреть быстрее и легче – холодную или горячую – в состоянии ответить каждый.

Одновременно со смешиванием клапан потоки еще и разделяет. Возникает естественное желание автоматизировать сам процесс управления. Для этого клапан оснащается термодатчиком с терморегулятором. В этом случае лучше всего здесь справляется электрический привод. От устройства привода зависит качество функционирования всей системы отопления.

  1. Такой клапан устанавливается в тех местах трубопровода, где необходимо разбить циркуляционный поток на два контура:
  2. С постоянным гидравлическим режимом.
  3. С переменным.

Обычно постоянный гидравлический поток используют потребители, для которых подается качественный теплоноситель определенного объема. Регулируется он в зависимости именно от качественных показателей.

Переменный поток потребляют те объекты, для которых качественные показатели не являются главными. Им важен количественный коэффициент. То есть для них регулировка подачи производится по требуемому количеству теплоносителя.

Есть в категории запорной арматуры и двухходовые аналоги. В чем отличие этих двух видов? Трехходовой клапан работает совершенно по-другому. В его конструкции шток не может перекрыть поток с постоянным гидравлическим режимом.

Он всегда открыт и настроен на определенный объем теплоносителя. А значит, потребители будут получать необходимый объем как в количественном, так и в качественном эквиваленте.

По сути, клапан не может перекрыть подачу на контур с постоянным гидравлическим потоком. А вот переменное направление он перекрывать способен, тем самым позволяя регулировать напор и расход.

Если совместить два двухходовых клапана, то получится трехходовая конструкция. При этом оба клапана должны работать реверсивно, то есть при закрытии первого обязательно открывается второй.

Виды трехходовых клапанов по принципу работы

  • По принципу действия этот вид делится на два подвида:
  • Смесительные.
  • Разделительные.

Уже по названию можно понять, как работает каждый тип. У смесительного один выход и два входа. То есть он выполняет функцию смешивания двух потоков, что необходимо для понижения температуры теплоносителя. Кстати, для создания нужной температуры в системах теплых полов это идеальное устройство.

Регулировать температуру выходящего потолка достаточно просто. Для этого необходимо знать температуру двух входящих потоков и точно рассчитать пропорции каждого, чтобы на выходе получить требуемый температурный режим. Кстати, этот вид устройства, если его правильно установить и отрегулировать, может работать и по принципу разделения потоков.

Трехходовой кран разделительного действия разбивает основной поток на два. Поэтому у него два выхода и один вход. Этот прибор обычно используется для разделения горячей воды в системах горячего водоснабжения. Нередко специалисты устанавливают его в обвязках воздухонагревателей.

По внешнему виду оба устройства ничем не отличаются между собой. Но если рассмотреть их чертеж в разрезе, то есть одно различие, которое сразу же бросается в глаза. В смесительном приборе установлен шток с одним шаровым клапаном.

Он располагается в центре и перекрывает седло главного прохода. В разделительном таких клапанов два на одном штоке, и они устанавливаются в выходных патрубках. Принцип их действия таков — первый закрывает один проход, прижимаясь к седлу, а второй в это время открывается другой проход.

  1. Современный трехходовой кран делится на два типа по способу управления:
  2. Ручной.
  3. Электрический.

Чаще приходится сталкиваться с ручным вариантом, который похож на обычный шаровой кран, только с тремя патрубками — выходами. Электрические автоматические системы чаще всего используются для распределения тепла в частном домостроении.

Как и любое устройство, трехходовой кран определяется по диаметру подводящей трубы и давлению теплоносителя. Отсюда и ГОСТ, который позволяет провести сертификацию. Несоблюдение ГОСТа является грубым нарушением, особенно, когда дело касается давления внутри трубопровода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *