Как при смешивании красок получить желтый цвет

Как получить желтый цвет

Создать стандартный желтый цвет невозможно. Чистый тон не образуется при смешивании красок. При необходимости использования именно чистого красителя нужно купить его в магазине стройматериалов, канцелярских, художественных товаров. Кроме желтого к базовым оттенкам относятся чистый красный, чистый синий. Их также невозможно получить при смешении колеров. Однако возможно создать разнообразные пигменты желтого, смешивая стандартный.

Из красок на воде

Использование красок на водной основе позволяет создать оттенок, приближенный к чистой желтизне. Сделать это возможно при использовании следующих материалов:

  • Гуашь;
  • Акварель;
  • Темпера;
  • Акрил.

Эти краски способны растворяться в воде. Они легко смешиваются для приобретения новых колеров на отдельном листе, в ячейке палитры, в отдельной емкости. Чистый пигмент не получится. Грязный желтоватый с травянистым подтоном будет хорошим результатом.

Из масляных красок

При использовании масляных красителей получить краситель смешением становится гораздо сложнее. Масло имеет вязкую структуру, препятствующую смешению. Это особенно заметно при попытке создать светлые пигменты. В процессе колеровки в полученной смеси остаются кусочки исходных колеров.

При проведении смешивания вязкая текстура требует длительного, тщательного размешивания. Облегчают процесс специализированные растворители. Они размягчают структуру красок, обеспечивая более легкое смешивание.

Создание цвета

Сначала понадобится определить, какой оттенок хочется получить в итоге. Хоть бежевый и относится к нейтральным цветам, он имеет теплые и холодные тона.

Тщательно ознакомьтесь с продукцией в магазине, и если там отсутствует нужное решение, купите все необходимое для создания бежевой краски. Потребуется белая акриловая краска и золотистая охра с соотношением порядка 60% и 30%, также добавляется небольшое количество красной или коричневой краски в целях смягчения. При добавлении небольшого количества зеленого красителя получается более холодный тон.

После получения нужного тона не стоит сразу приступать к покраске поверхности. Существует вероятность, что после высыхания раствор изменит тон, и результат получится не таким, как ожидалось. Лучше покрасить небольшой участок в малозаметном месте или поэкспериментировать на заранее заготовленной поверхности.

На видео: красивые сочетания с коричневым и бежевым.

Многообразие оттенков красного

Красный состоит в тройке исходных цветов, составляющих базу. Поэтому даже минимальный набор красок без него не обходится. Однако вопрос как получить красный цвет при смешивании красок иногда все же возникает. Это происходит по причине, что в печати задействован маджент, поэтому творческие поиски, как получить красный цвет, закономерны. Все решается предельно просто: для получения натурального красного желтый смешивают с маджента в объемах 1:1.

Цветовая гамма красного многообразна, поэтому и вариантов комбинирования множество:

  • Чрезвычайно популярен вопрос, как получить малиновый цвет. Исходные колеры для смеси – красный и синий в равных пропорциях, варьировать оттенок малинового поможет введение в небольших количествах черного или белого колера.
  • Ответов, как получить коричневый, несколько. Самый простой способ – соединение красного и зеленого. Так как зеленый сам по себе результат смешивания желтого и синего, то, соответственно, добиться коричневого фона поможет комбинирование трех основных цветов. Более подробно способы достижения оттенков коричневого представлены на схеме:
  • Розовый можно получить при соединении красного с белилами.
  • Если смешать 2 порции красного колера с 1 частью желтой краски получится алый. Чтобы получить оранжевый, необходимо увеличить объем желтого. В зависимости от нужного оттенка, оранжевый цвет получают путем смешивания розовой краски и желтого красителя.
  • Достичь бордового можно разными способами. Самый простой – добавить капельку синей краски, ведь красный сам по себе темный. Похожий результат будет при введении в красный цвет немного желтой и капельку черной краски.
  • Смешивание красного и розового красителя позволяет добиться смягченного красного полутона, увеличить результат поможет белый цвет.
  • Комбинирование красного с фиолетовым в соотношении 3:1 приводит к получению темно-красного тона.

Многообразие оттенков красного демонстрирует следующий круг. Стоит заметить, что добавление в любую смесь белых красок ведет к осветлению тона, а черных – к затемнению.

Представленная таблица поможет разобраться с названиями оттенков красного:

Вариации синего цвета

Не менее богатую палитру оттенков дает смешивание с синим красителем, входящим в базовую триаду. Поэтому его присутствие в любом наборе обязательно. Однако даже комплект из 12 красок иногда не отвечает потребностям в истинно синем тоне. Причина — вариации цвета. Классический тон именуется роял, а в продаже его часто заменяют ультрамарином, для которого характерен ярко-темный оттенок с незначительным присутствием фиолетового. Поэтому вопрос как получить синий цвет уже не кажется абсурдным. Выходом из ситуации станет добавление в базовый цвет белого в соотношении 3:1. Таким же путем получают голубой, только белил при комбинировании используют больше.

Интересный цвет синего с умеренно насыщенным результатом получается при соединении темноватого ультрамарина с бирюзой.

  • Равные объемы синего и желтого красителя дадут темный сине-зеленый тон. Внедрение белого способствует некоторому осветлению, но яркость при этом снижается. Причина кроется в комбинировании трех компонентов, а чем их больше, тем более тусклым получается цвет.
  • Чтобы получить бирюзовый цвет, смешивают циановый голубой и добавляют чуть меньшее количество зеленого. Этот оттенок также носит название аквамарина.
  • Получаемый из равных объемов синего и салатового цвет именуется берлинской лазурью. При введении белого насыщенность снижается, но чистота оттенка не уходит.
  • Синий с красным колеры в пропорции 2:1 дают синий с оттенком фиолетового. Получившийся цвет осветляют введением белого.
  • Смешивание в одинаковых частях синего и розово-маджентового даст королевский синий, который характеризуется необычайно яркостью.
  • Затемнить синий получается при его смешивании с черным в пропорции 3:1.

Помощником в экспериментах по смешиванию станет таблица с названиями оттенков синего:

Теория цветового круга

Чтобы разложить весь видимый спектр на составляющие элементы, исследователи разработали несколько моделей, в которых за основу принимается то или иное сочетание нескольких цветов. Все остальные получают их соединением. Наука, изучающая природу цвета и особенности его восприятия, называется колористикой.

Исторически эксперименты в этой области ставили художники периода Возрождения, которые предложили в качестве базовой триаду из красного, желтого и синего. По первым буквам английских названий (Red, Yellow и Blue) такая система сегодня называется RYB. Схематически нарисовав круг, внутри которого находится треугольник из основных цветов, швейцарский художник Иттен нанес на него 12 секторов, получающихся при смешивании 2 соседних красок.

Самый светлый айвори

Начинающим художникам, дизайнерам, косметологам и модельерам непременно надо освоить технику создания цвета слоновой кости.

Дело в том, что айвори бывает нескольких тонов: светлого, среднего и темного. Для создания различных акцентов потребуются и разные миксы.

Как получить цвет слоновой кости при смешивании красок самого светлого тона:

Потребуется набор красок любых по составу (акриловые, акврельные, масляные), в зависимости от художественной цели.

Цвета для создания светлого тона:

  1. Красный, желтый, синий, белый – если фон, на который наносится краска, темный.
  2. Красный, желтый, белый, если фон для нанесения краски светлый.

Советы колористов

Рекомендации по созданию цветов:

  • Водорастворимые краски (за исключением темперных и акриловых) можно реанимировать, разбавив водой.
  • Темперу после каждого применения необходимо плотно закрывать, иначе краска становится похожей на резину и непригодной для дальнейшего использования.
  • После работ с масляной краской, кисти желательно очистить сразу (с помощью льняного масла и мыла, либо специальными средствами). Иначе придется долго вымачивать инструмент в растворителе.

Инструкция, как очистить кисть от масляной краски

  • Яркие тона гель-лака делаются более приглушенными с добавлением теплого серого цвета. Чтобы сделать маникюр более ярким, можно смешать состав с перламутром и блестками.
  • При работе с любым видом красок, для разбавления слишком темного оттенка, в центр палитры желательно расположить белила.

Желтый цвет, согласно мнению психологов, излучает не только тепло, а и радость. Он широко используется в изобразительном искусстве и в реализации ярких дизайнерских проектов. Краска с золотистым отливом часто применяется в иконописи.

Каждый оттенок желтого отличается своей оригинальностью и широтой цветового диапазона, украсит любой интерьер, поможет сделать его оригинальным и жизнерадостным.

Аддитивная и субтрактивная цветовые модели RGB и CMYK

Чтобы понять суть модели, рассмотрим ее в сравнении с другой цветовой моделью CMYK.

RGB-модель — аддитивная (от англ. addition — добавление). Это значит, что цвета, добавляясь к черному, образуют новые оттенки. При полном отсутствии светового излучения мы имеем черный цвет, он обозначает темноту, а при смешении красного, синего и зеленого в равных пропорциях можно получить белый, то есть свет. Этот принцип иллюстрирует простой пример: когда все пиксели на мониторе работают, он отображает разноцветную картинку, но стоит выключиться хотя бы одному, на его месте появится черная точка.

Цветовая модель RGB. Источник

Каждый из базовых цветов в системе цветопередачи RGB имеет 256 оттенков. Эти цифры можно увидеть в графическом редакторе на палитре. Например, в Photoshop мятно-зеленый цвет, показанный на скриншоте ниже, имеет параметры R = 4; G = 255; B = 193.

Параметры мятно-зеленого в RGB

Существует и другая, четырехцветная, схема формирования цвета — CMYK. В ней используются циановый, пурпурный, желтый и черный цвета: Cyan, Magenta, Yellow, Key. Key — это другое название черного. В отличие от RGB, модель CMYK — субтрактивная (исключающая). Если сложить все цветовые компоненты, то итоговый цвет будет черным. По этому же принципу работают обычные краски. «Точкой отсчета» является белый, а при исключении из него основных цветов появляются дополнительные. Вспомним пример с монитором, но в этот раз воспроизведем эксперимент на бумаге: если перемешать на листе все цвета, которые у нас есть, он станет грязным и черным, а без чернил останется белым.

Цветовая модель CMYK. Источник

Каждый цвет в модели CMYK характеризуется 4 числами. Они обозначают, сколько процентов краски базового цвета входит в состав нового оттенка. В примере с тем же мятно-зеленым цветом, который мы рассмотрели ранее, в CMYK-системе он состоит из 53% cyan и 38% yellow.

Параметры мятно-зеленого в CMYK

В профессиональной цветной печати используется модель CMYK, а RGB применяется в дизайне для отображения на цифровых устройствах (компьютерах, планшетах, смартфонах, телевизорах и т.д.). Если отдать в печать макеты, выполненные в модели RGB, скорее всего, цвета будут не такими яркими и насыщенными, как на экране. Это произойдет потому, что CMYK позволяет получить меньше оттенков. При переводе в нее RGB-макета яркая, сочная и насыщенная картинка визуально станет более блеклой. Именно поэтому создавать материалы, предназначенные для печати (визитки, листовки, уличные баннеры, книги, журналы и пр.), лучше сразу в CMYK.

ТОП-7 тонкостей приготовления плова от шеф-поваров

Нюансов у приготовления плова много, вот основные:

  1. Мясо. Для плова нужно брать мясо взрослых животных, оно дает более насыщенный вкус, сохраняет форму. Для традиционного узбекского плова берут лопатку, грудинку или заднюю ногу. Для плова с говядиной — лопатку, ребра, голяшку. Для плова со свининой — лопатку, окорок, грудинку, шейную часть, ребра со срезанным жиром. Для куриного плова подойдет любая часть тушки, однако из одного филе готовить не рекомендуется.
  2. Рис. Он должен быть низкокрахмалистым. Для плова, готовящегося по узбекской технологии, лучше всего подходит рис сорта «Девзира», для азербайджанского — сорта «Басмати».
  3. Соотношение трех основных компонентов. Рис, мясо и морковь для плова берут в пропорции 1:1:1.
  4. Нарезка моркови. Чтобы морковь не развалилась при длительном приготовлении, сохранила цвет и вкус, ее нарезают соломкой или брусками длиной от 4 сантиметров и шириной от 4 миллиметров.
  5. Предварительная обработка риса. Рис минимум на 40 минут замачивают в теплой (60 °C) соленой воде. Непосредственно перед закладкой в зирвак бережно промывают, пока вода в емкости не станет прозрачной.
  6. Жир. Эталонный узбекский плов готовят на курдючном жире. Если требуется его заменить, то берут масло без запаха выдерживающее высокие температуры: хлопковое, рисовое, кукурузное, масло виноградных косточек. На килограмм риса нужен стакан масла.
  7. Последовательность. Сначала делается зирвак (бульон с обжаренным мясом, овощами и специями), затем закладывается рис.

Оптимальный вариант — специальный казан для плова из прочного чугуна. В отсутствие такового подойдет любая толстостенная кастрюля с плотно прилегающей крышкой.

Какие цвета красок надо смешать, чтобы получить красный

Красный считается базовым цветом и присутствует в любой художественной палитре. Тем не менее, можно получить красный, смешав фиолетовый (маджента) и желтый в пропорции 1:1. Также с желтым можно смешать карминовый оттенок – получится более интенсивный красный. Сделать его светлее можно, добавив больше желтого и наоборот. Оттенки красного можно получить, добавляя в базовый красный оранжевый, розовый, желтый, белый цвет.

Сочетание Пропорции Получаемый оттенок
Маджента + желтый 1:1 Базовый красный
Маджента + желтый 2:1 Бордовый
Карминовый + желтый 1:1 Насыщенный красный
Базовый красный + желтый 2:1 Алый
Базовый красный + розовый (белый) 2:1 Розово-красный (насыщенность регулировать вспомогательным цветом)

Что следует осознавать при смешивании красок

Используя базовые тона при получении других цветов, следует понимать значение соотношения пропорций для обеспечения желаемого оттенка. Допустим, мы хотим получить зеленый цвет, значит, нам понадобятся желтый тон и синий. Существует целая таблица тонов, которые являются итогом смешивания различных красок и в требуемых пропорциях.

Итак, смешение каких красок дает наиболее востребованные цвета:

  • Если хотите получить зеленый цвет, потребуется соединить желтый, голубой и синий. Если попытаться дополнить коричневый цвет, окраска сдвинется в сторону оливкового тона.
  • Фиолетовый тон удастся получить, коли Вы поэкспериментируете с красным и синим, но надо помнить, что эти тона добавляются в неравных пропорциях. Стоит воспользоваться дополнительно белым тоном, и тогда появится масса красивых оттенков фиолетового.
  • Осветляя красный тон, Вы получите розовый цвет. Здесь все элементарно: больше красного – яркий и насыщенный розовый, меньше базового тона – нежный, пастельный оттенок.
  • Бежевый тон мы получим из коричневого и белого, учитывая, что коричневый – базовый, а белый – добавочный. Следовательно, чем больше белого добавим, тем нежнее будет бежевый. Если мы хотим придать тону большей яркости и выразительности, следует дополнить совсем чуть-чуть желтого красителя.
  • Для получения оранжевого тона потребуется применение красного и желтого в качестве исходных составляющих. Яркость тона, который получится в итоге, напрямую определяется количеством красного.
  • Желаете создать серый цвет? Возможно применить несколько вариантов, например: совместить красный, зеленый и белый (тогда краска получится с едва заметным желтоватым отливом); но классическим вариантом считается совокупность черного и белого.

При смешивании различных красок помните, что наличие большего количества одного состава приблизит итог к изначальному тону. Также надо знать, что, меняя соотношение количества исходных материалов при смешивании, мы будем удивляться очередным новым оттенкам.

Дабы проще разбираться в сочетании красителей, применяют хроматический (цветовой) круг. Что он из себя представляет? Википедия дает следующее толкование этому понятию: это метод передачи цветов видимого спектра в условном виде, означающем разнообразные цветовые модели. Секторы диска представляют определяемые цвета, расположенные в порядке, условно близком к расположению в спектре видимого света. Для удобства на диск добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные составляющие.

Классический цветовой круг часто разделяют на теплую и холодную части. Теплыми цветами считаются красный, оранжевый, желтый и их полутона. Холодные цвета: синий, зеленый, циановый (цвет морской волны) и переходные (сине-фиолетовый, сине-зеленый)

Пользуясь хроматическим кругом, нетрудно получить яркий новый тон с определенным хроматическим оттенком, если смешивать расположенные поблизости сектора цвета. Если принимать за основу тона, которые расположены вовсе не рядом, итогом будет ахроматический тон с характерным преобладанием серого. Сделаем пояснения: все краски делятся на хроматические, то есть цветные и ахроматические, то есть оттенки серого (от белого до черного).

Важные моменты, о которых нельзя забывать, заключаются в следующем:

  • при смешивании надо использовать оптимальное количество исходных красок (чем меньше, тем лучше);
  • надо брать одинаковые по составу краски для смешивания, лучше одной фирмы.

Существует таблица сочетаний, которые приводят к негативным результатам. Внимательно ознакомьтесь со всеми приведенными данными, чтобы избежать ошибок.

Следует учитывать при покраске, что при высыхании цвет делается светлее. По этой причине целесообразно (если работу ведете в интерьере помещения) попробовать нанести краску на маленький участок, дождаться ее полного высыхания и оценить итоговый результат. Такой предварительный эксперимент позволит Вам избежать ошибок и получить тот цветовой результат, который был запланирован.

О цвете

Специалисты, которые работают с разными цветами прекрасно знают, что многие из тонов получаются путем перемешивания других оттенков.

Для этого берут краски нужного цвета в правильных пропорциях и перемешивают их. Если нужно, то потом делают темнее или светлее его.

По теории данные пигменты получить невозможно какие бы оттенки не перемешивались, поэтому именно данные тона только покупаются в специальных магазинах для художников или дизайнеров и так далее.

Но другие оттенки и цвета (розовый, сиреневый, голубой и т.д.) можно легко получить с помощью перемешивания определенных цветов.

Что нужно знать перед осветлением волос

1. Если вы делали процедуры для волос, такие как карвинг, химическая завивка, буст ап и др. то лучше подождать и приступать к окрашиванию через несколько недель после процедур.

2. Осветление волосы достаточно агрессивная процедура, поэтому перед ней желательно позаботиться о волосах, сделать укрепляющие, увлажняющие маски, подстричь скущиеся кончики.

3. Правильно подберите окислитель. Для брюнеток и обладательниц черного цвета волос следует взять 9% или 12% окислитель, для шатенок подойдет 6% и 9%, русоволосым девушкам можно остановиться на 3%. 4. В день окрашивания не мыть голову, лучше это сделать за день-два.

5. Если вы до этого окрашивали волосы в темный цвет, лучше сделать смывку.

6. Выбирайте для осветления качественную краску.

7. Смывайте краску по возможности очищенной водой.

Светло-зеленый

Итак, мы знаем, какие цвета смешать, чтобы получить зеленый. Но как осветлить полученный результат? Достаточно добавить белого. Для классического светло-зеленого, пропорции выбираются 2:1:1. То есть белого в 2 раза больше. Полученный теплый оттенок можно варьировать. Больше белого – краска светлеет. Меньше – она более сочная. Так получают разные оттенки, от нежно-пастельного до жизнерадостного ярко-зеленого цвета.

Можно поступить по-иному и заменить синий на голубой. В итоге мы имеем ту же светло-зеленую краску. Менять яркость в этом случае можно, варьируя пропорции голубого.

Как получить разные цвета, смешивая краски

В природе существует бесчисленное разнообразие оттенков. Порой, чтобы наиболее реалистично передать сюжет, необходимы тона, которых не найдешь в палитре. Но подобрать их самостоятельно, не имея достаточного опыта, довольно непросто.

Очень упрощает этот процесс таблица смешивания цветов. Она позволяет получить желаемый результат, как в изобразительном искусстве, так и в строительстве, при создании индивидуального дизайнерского решения в интерьере.

Если говорить о рисовании, то нужно помнить, что на общий вид будет влиять не только точное соотношение красок, но и фон, ориентация мазка по отношению к нити холста, толщина нанесения и другие моменты.

Для удобства мы разделим оттенки по группам основных цветов и подскажем, какие краски нужно использовать для получения того или иного тона необходимой насыщенности.

Тона желтоватого цвета

Фирмы изготовители различных больших наборов с такой краской как гуашь или акварель, желтоватые пигменты называют какими-то своими фирменными названиями — например, золото инков и тому подобное.

Они изготавливают самые разнообразные оттенки с помощью перемешивания красящего вещества.

На самих заводах, где производятся краски, присутствует таблица, где указаны необходимые пропорции для того или иного пигмента.

Вот основные параметры желтых пигментов:

  • золотой — его используют для изготовления икон, рамок — такой оттенок имеет перламутровый блеск;
  • соломенный — имеет абрикосовый отлив;
  • светлая бронза — желтоватый тон, который переливается коричневым;
  • восковой — имеет не яркую желтизну;
  • лимонный — в таком тоне есть маленькое количество зеленого цвета.

Перед тем, как перемешать большое количество средства, лучше с начала потренироваться на малых каплях.

Для этого берут специальную палитру, добавляют туда желтоватый и по маленькому количеству других пигментов, когда будет получен нужный пигмент, краску хорошенько перемешивают.

Лимонный цвет

Его профессионалы еще могут называть кислотный. Он яркий, отлично подходит для изображений, где нужно что-то четко выделить.

Его получают таким образом:

  1. берут желтоватую краску, добавляют немного белой, чтобы тон стал светлее;
  2. маленькой кисточкой добавляют немного зеленого;
  3. хорошо перемешивают;
  4. если нужно, добавляют еще зеленого тона.

Золотой

Если основная краска с перламутровым отливом, то золотистый тон получить очень быстро и легко.

Важно не переборщить с пигментом, иначе тон получится не чистым. В таком случае, чтобы как-то получить нужный результат, можно добавить белого пигмента, но не факт, что получится исправить ситуацию

Темный и другие тона желтого

Темный тон желтого получается очень интересно.

В одинаковом количестве берут оранжевый и зеленый материал. Далее полученный тон добавляют в желтый оттенок, хорошо перемешивают — темно желтый готов.

Есть еще более простой способ — берут коричневый и желтый материал, и перемешивают их, но итоговый результат будет отличаться от результата, который получен в первом случае.

Чтобы сделать желтый с зеленным оттенком, перемешивают эти два цвета в одинаковых долях. Результат будет очень ярким, приятным и радостным.

Его часто можно встретить в разных интерьерах. Такой тон часто называют салатовым, он хорошо вписывается в различные стили в дизайне и интерьере.

Также он хорошо смотрится с сине — зеленым цветом, такой красивый дуэт холодного и теплого тонов.

Есть и другие красивые оттенки желтого, которые можно сделать самостоятельно:

  1. с оранжевым отливом — желтый плюс оранжевый;
  2. бежевый — в желтый капают белый и коричневый;
  3. цвет оливки — к желтому примешивают грязный оттенок зеленого;
  4. терракотовый — в желтый примешивают оранжевый и коричневый.

Оригинально смотрится нежный цвет желтого направления.

Его можно сделать путем перемешивания основного цвета и розового, куда добавляют еще белый, чтобы пигмент стал более мягким.

Такой оттенок хорошо сочетается с деревом, латунным и пурпурным оттенками.

Таблица цветового спектра

Цвета спектра называют хроматическими в противоположность ахроматическим (с лат. «без цвета»): белый, черный, серый. Порядок оттенков в спектре всегда неизменен, начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Оттенки на цветовом круге от зелено-голубого до сине-фиолетового считаются холодными, от желто-зеленого до красно-фиолетового — теплыми. Это разделение довольно условно и зависит от того, какие ассоциации вызывают у нас эти цвета: красно-оранжевый огонь, желтое солнце, голубой лед, синяя океаническая бездна. Заметили, что при разделении цветов мы не упомянули о зеленом? И это не случайно. Чистый зеленый цвет (который, к слову, встречается крайне редко) считается нейтральным. Капля желтого делает его теплее, синего – охлаждает. Цветовой круг крайне важен в работе дизайнера. С его помощью можно не только определить гармоничные цветовые сочетания, создать нужную атмосферу в помещении или привлекательный образ, но и повлиять на восприятие, умело подчеркнув яркость, чистоту, красоту цвета, усилить его интенсивность, добавив комплиментарных оттенков, уравновесить холодные тона теплыми и т.д. Этому волшебству не сложно научиться даже не будучи дизайнером, а применять можно не только в дизайне интерьера или одежды. С помощью цветового круга любой сможет создать гармонию в квартире, грамотно сочетать цвета в одежде, маникюре, макияже и т.д. Например, голубые глаза подчеркнет оранжево-коралловая помада или персиковые тени, а алое платье освежит зелено-бирюзовый шарф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *