Готическая архитектура — здания, история и характерные черты стиля
Содержание:
- Неоготика и современность
- Видео описание
- Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
- Поздняя готика (конец 14 века)
- История готического стиля
- СПОСОБЫ ГОТИЧЕСКОЙ КЛАДКИ
- Замок Карлштейн (Чехия)
- Модные веяния средневековой Европы
- Замок Мариенбург (Польша)
- Неоготика XIX века. Общественные здания и интерьеры
- Готика в России
- Обустройства собора Нотр-Дам
- Культура
- Дом в готическом стиле
- XIX век — возрождение готики. Церковные постройки
- Заключение
Неоготика и современность
Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.
Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:
Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.
Готическая спальняИсточник i.pinimg.com
- Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
- Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.
Интерьер с каминомИсточник roomester.ru
- Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
- Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.
Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com
- Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
- Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.
Кухня-столоваяИсточник roomester.ru
Видео описание
Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:
Фото современных домов в готическом стиле
Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org
Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru
Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru
Черный готический домИсточник i.pinimg.com
Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net
Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com
Готический дом в заснеженном садуИсточник i02.fotocdn.net
Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com
Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com
Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua
Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru
Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com
Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com
Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com
Восточная готикаИсточник i.pinimg.com
Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.
Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка
Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.
Собор парижской Богоматери
Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:
- Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
- Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
- , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
- Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
- , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
- , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
- , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
- Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
- Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
- Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.
За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии.
Капелла Сент-Шапель внутри
За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.
Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.
На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.
Поздняя готика (конец 14 века)
Миланский собор
Миланский собор, также называемый Дуомо, был основан в конце четырнадцатого века. Это был один из самых амбициозных соборов итальянской готики и один из немногих, в которых были адаптированы многие структурные особенности французской готики, в том числе собор. Аркбутан и арочный ребристый свод. Работы начались в 1387 году, в основном на основе планов двух французских соборов, Буржский собор и Кафедральный собор Ле-Мана, с планом высокого центрального нефа, ступенчато спускающегося вниз по проходам. В то же время он следовал итальянскому предпочтению большого внутреннего пространства. В планировании и ранней работе участвовало огромное количество выдающихся мастеров-каменщиков со всей Европы, включая Жана Миньо и Николя де Бонавентура из Парижа, Ганса Парлера из Германии и известного итальянского математика Габриэле Сторналоко.
Строительство продолжалось с множеством перерывов на протяжении веков; он не был окончательно завершен до 1965 года. Его замечательные особенности включают его гигантские колонны, чьи богато украшенные капители посередине колонн содержат статуи; бледно-розовый мрамор, обращенный внутрь и наружу; и лес каменных башен, украшающий верхние части. Интерьер выполнен в полностью итальянском стиле, а внешняя часть покрыта декоративным узором, похожим на стиль Rayonnant в Северной Европе.
- Базилика Санта-Кроче, Флоренция
- Палаццо Веккьо, Флоренция
- Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция
- Базилика Сан-Петронио в Болонье.
История готического стиля
Конечно же, все началось с архитектуры. Готический стиль в архитектуре берет свое начало в 1150 году во времена Средневековья, когда он стал основным стилем в Европе при проектировании зданий соборов, церквей и замков. В то время он был еще известен как «французский стиль», но широко применялся не только во Франции, но и в средневековой Англии, Италии и по всей Европе.
Часто термин «готический викторианский интерьер дома» заставляет людей представлять жуткие, дряхлые особняки с черными стенами и окнами с тяжелыми шторами, закрывающими любой свет, темные стены, тяжеловесную резную мебель, массивные люстры на высоких потолках. Но на самом деле викторианская готика внутреннего интерьера, которая берет свое начало много позже готического архитектурного стиля — с 1740-х годов, отличается красивыми и замысловатыми конструкциями и элегантными элементами дизайна.
Еще позже — в 19 веке — дизайнеры оживили и облегчили готические мотивы и создали неоготический стиль и в архитектуре, который должен был сохранять основные правила готического стиля, но для светских зданий. Соответственно и внутренний интерьер подвергся некоторым изменениям. Тогда и был разработан готический дизайн интерьера как часть эклектичного возрождения викторианской эпохи Европы.
- Шедевр Гауди, который строится на протяжении более 130 лет
- Готический Оксфорд: как выглядит самое известное учебное заведение
- Необычный дом с витражным фасадом в Тегеране
- Как мечта становится реальностью: кафе внутри фотокамеры
- Самые креативные скульптуры со всего мира
- Они существуют! Замки из диснеевских мультфильмов — настоящие
- Флорентийский замок в мавританском стиле. Еще одно чудо света!
СПОСОБЫ ГОТИЧЕСКОЙ КЛАДКИ
Отеска камня. — Обычай класть начисто отесанные камни, система возведения без отесывания камней после укладки их на место, принятая в романскую эпоху, строго соблюдалась французскими архитекторами и в эпоху готики.
Особенно характерна для готической кладки та тщательность, с какой выравниваются постели: только таким образом можно было обеспечить правильную передачу больших нагрузок, которыми отличались конструкции; повсюду постели, а часто даже и боковые торцы камней, отесываются с такой же аккуратностью, как и лицевые стороны. У готики имеются не только свои приемы, но и собственные инструменты: в ранний романский период инструменты обычно имели гладкое лезвие, а начиная с XII в. инструментом каменщиков является топорик с зазубренным лезвием. Что касается способа отесывания камня при помощи зубила, раскалывающего камень, то этот способ считался опасным и применялся только для гранита.
Слои раствора. — Равномерное распределение давления может быть достигнуто лишь при посредстве толстых слоев раствора. В готических зданиях толщина слоя раствора увеличивается по мере увеличения нагрузки; под башнями у подножия быков нередко встречаются слои раствора, толщина которых превышает 15 мм (полдюйма).
Романские архитекторы слишком часто уменьшали толщину раствора между рядами облицовочной кладки; готические зодчие никогда не допускают этой ошибки. В готических постройках применяются металлические скрепы, не бывшие в употреблении в романскую эпоху; но во избежание разрывов, которые могут быть вызваны ими при усадке кладки, их укрепляют заливкой из мягкого свинца. В соборе Парижской Богоматери встречаются на различных уровнях выравнивающие кладку ряды, все камни которых связаны между собой железными скобами, укрепленными свинцом.
Подъем камней. — Относительно способов подъема камней мы располагаем только весьма краткими указаниями в виде набросков Виллара де Гоннекур*и нескольких миниатюр или витражей, изображающих процесс сооружения здания; там можно узнать почти современные приспособления — подъемный кран, лебедку, все наши механические приспособления, которые по сути своей идут от античных времен.
Примечание: Виллар де Гоннекур, архитектор и скульптор, — одно из немногих известных нам имен художников готики. Сохранились (в Парижской национальной библиотеке) изданные впервые в 1858 г. Lassiis и Darcel его путевые наброски, где зарисованы архитектурные детали, орнаменты, люди; эта книга набросков связана с поездкой Гоннекура в Венгрию и относится приблизительно к 1244— 1247 гг.
По памятникам мы можем судить лишь о том, как готические архитекторы старались упростить оборудование своих строительных площадок. Благодаря малому весу камней, шедших на постройку, они могли не применять дорогостоящих приспособлений и обходиться легкими лесами.
Из соображений экономии они старались по возможности пользоваться самой постройкой для укрепления на ней лесов: на лицевой стене собора Парижской Богоматери до сих пор заметны гнезда, куда вставлялись пальцы, позволявшие укрепить на стене строительные леса. Эти гнезда, необходимые в момент постройки, могли оказаться пригодными и для позднейших реставрационных работ, — поэтому они остались незаделанными.
Замок Карлштейн (Чехия)
Свое название замок получил в честь Карла IV — короля Чехии и его основателя. Замок строился в Чехии в 28 километрах юго-западнее Праги как резиденция короля и как хранилище реликвий, собирательство которых было великой страстью короля. Возводился он с 1384 года по проекту французского архитектора Матье Аррасского под надзором короля.
Времени на строительство было выделено мало, и уже в 1355 году император заселился в резиденцию. Архитектурный ансамбль замка расположен так, что все части сооружения находятся на разных уровнях. Как-будто одно здание находится над другим. На вершине всей конструкции расположена Большая башня с часовней, размеров 25 на 17 метров.
Модные веяния средневековой Европы
Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.
Мода готического Средневековья
В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.
Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:
- котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
- блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
- пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
- нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Бургундские костюмы придворных
Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.
Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.
Замок Мариенбург (Польша)
Прекрасный замок Мариенбург считается самым крупным кирпичным зданием в готическом стиле в Европе на сегодняшний день и самым большим в мире замком по площади. Начало строительства замка датируется 1274 годом. Строился он на берегу Ногата в устье реки Вислы тевтонскими рыцарями из кирпича, а потому самой сложной работой стало производства этого материала и черепицы. Всего на постройку замка с 1278 года по 1280 годы было произведено более 4 миллионов кирпичей.
Кажется, что замок состоит из трех разных уровней: высоких, средних и низких замков, которые разделены сухими рвами и башнями. В свое время это было самое большое укрепленное готическое здание в Европе.
После наполеоновских войн замок был практически разрушен
На его развалины обратил тогда свое внимание прусский архитектор Давид Жюлли, после чего ценители и почетатели готического стиля в Берлине начали сбор средств на реконструкцию замка, которая началась в 1816 году
Гитлер тоже участвовал в судьбе замка Мариенбург. Во время его подъема к власти замок был местом паломничества Гитлерюгенда и Союза немецких девушек. В 1945 году во время боя, проходившего в районе расположения замка, было уничтожено более половины строения. В течение 17 лет проводилась его реконструкция.
Неоготика XIX века. Общественные здания и интерьеры
Приоритеты в архитектуре XIX века сильно изменились: если раньше главными зданиями были соборы, монастыри и замки, то в новую эпоху символами городов стали здания государственных учреждений – парламенты, сенаты, ратуши (городские советы). Эти здания строились по самой последней моде, чтобы подчеркнуть их значение.
Вестминстерский замок
Законодателем стиля снова стала Англия. Точкой отсчёта стала полная реконструкция здания парламента в центре Лондона. Лучшие архитекторы – Пьюджин и Бэрри, построили новое здание в новом готическом стиле. Дальше, стиль начал активно распространяться и в других европейских городах.
Венская ратуша, главный холл, неоготика 19 века
Готическая каркасная система здания (с распределением нагрузки на колонны) и роскошные сводчатые потоки оказались драгоценной находкой для интерьеров парадных залов общественных зданий. В прошлые века подобные конструкции применялись только в храмах.
Крупнейшие постройки:
- , даты реконструкции 1840-1860, Англия, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
- Манчестерская ратуша, 1863-1877 гг., Англия;
- Венгерский парламент в Будапеште, строительство 1885-1904 гг;
- Венская ратуша, строительство 1872-1883 гг, Австрия;
- Городской музей в Брюсселе (Дом короля), Бельгия, здание было реконструировано по чертежам XV века;
- Эвантс-Холл, здание университета в Оклохоме, США.
Характеристики данного направления стиля такие же как для неоготики в целом. Ниже, представлены некоторые фото зданий, перечисленных выше.
Готика в России
В нашу страну этот стиль добрался лишь много веков спустя, когда Европа уже переживала увлечение псевдоготикой и неоготикой, которые позаимствовали у средневекового оригинала лишь внешний декор, но не содержание.
Первые эксперименты с адаптацией европейской моды к национальной почве, как считается, связаны с именами русских архитекторов Василия Баженова (постройки в усадьбе Царицыно, 1775-85 гг.) и Матвея Казакова (Петровский путевой дворец в Москве, 1775-82 гг.). Они начали использовать во внешней отделке, а иногда и в конструкции зданий самые узнаваемые элементы готической архитектуры – стрельчатые арки, остроконечные шпили на кровле и т.п. Так стала формироваться «русская псевдоготика», которая характеризовалась широким использованием красного кирпича с белокаменными деталями. В этом стиле начали возводиться не только дворцы и храмы, но даже дворянские усадьбы.
Отличительными элементами фасадов таких особняков стали стрельчатые окна, шпили и зубчатые башенки с готическими и восточными мотивами, а в интерьер добавляли средневековые атрибуты – химер, горгулий, орлов, декоративную ковку и деревянную резьбу. При этом требовалось обеспечить достойный комфорт в соответствии со статусом владельца. Так, в упомянутом выше особняке Морозова архитектор удачно соединил устрашающее величие Средневековья с уютом жилого дома. К примеру, столовая была сделана в виде рыцарского пиршественного зала с обязательным камином во всю стену. Но эта комната не казалась чересчур мрачной из-за оштукатуренных стен и деревянного узорчатого паркета.
Обустройства собора Нотр-Дам
Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.
Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.
В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.
Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.
Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.
На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.
Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.
Культура
Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:
- Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
- На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
- Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
- Развивается научная мысль и университетское образование.
Дом в готическом стиле
Придать архитектуре здания готический образ не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Использования одних лишь отделочных материалов будет явно недостаточно, нужно будет кардинально перестроить отдельные элементы:
- Крыша здания оформляется в несколько скатов, с высоким углом наклона и декоративной оградкой со шпилями;
- В компоновке здания должна присутствовать башенка, лучше всего четырехгранной формы, эркеры или вынесенный второй этаж;
- Оконные проемы формируют с луковой аркой в верхней части окна.
Для отделки используют краски приглушенных тонов, минимум пластика и оцинкованного металла. Для стен лучше всего подойдет декоративная штукатурка пастельно-серого цвета или окраса насыщенного песчаника.
XIX век — возрождение готики. Церковные постройки
В конце XVIII в Европейской культуре, особенно в Англии, начинает входить в моду интерес к традициям искусства прошлого. Появляется новое движение в искусстве – «историзм». Готика снова начинает входить в моду и возрождаться, как одно из важнейших направлений историзма. Новый стиль получил название «неоготика». Неоготика развивалась в двух направлениям: 1) археологическое направление – заключается в стремлении возродить готический стиль точном соответствии с со средневековой традицией; 2) романтическое направление – развитие и переработка старых традиционных элементов с целью создать новый стиль.
Кёльнский собор был достроен только в 19 веке
С приходом нового стиля вновь стали строиться готические соборы уже не только в Европе. Некоторые соборы остались недостроенными со времён средневековья, некоторые города решили обзавестись модными сооружениями в старинном стиле, а некоторые создавали абсолютно новую архитектуру.
Интерьер церкви св. Эгидия в Чилде
Архитектор Огастес Пьюджин, безусловный лидер английского направления неоготики, разработал уникальный проект церковного интерьера. Он прорисовал множество орнаментов в средневековом стиле и оформил все стены с помощью кафельной плитки с орнаментальными рисунками.
Крупнейшие и значительные постройки:
- Кёльнский собор, Германия, строительство началось ещё в средневековье, но только в XIX веке было завершено по старым чертежам;
- , 1900-1990, США
- Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
- Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф – одна из первых православных построек в готическом стиле в России;
Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей.
Заключение
Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.
Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.
Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.